Этап 1. Мотивация к деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Приветствие. Оценка готовности к уроку - Здравствуйте. Сейчас урок русского языка. Для успешной работы на уроке нам необходимы: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, ручка и карандаш. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Оцените готовность к уроку. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.(оценивание готовности знаком «Большой палец вверх») | Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания | | -Уметь слушать собеседника (Коммуникативные УУД) -Мотивация учебной деятельности. (Личностные УУД) |
Этап 2. Учебно-познавательная деятельность(10 мин) Цели: -повторить сведения о второстепенном члене предложения, о дополнении; -повторить правила работы с толковым словарём; -формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний. Создание проблемной ситуации: Цель: подвести детей к формулированию темы и постановка задач урока. | Задание 1 (в тетради) Дома вы списывали отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке», ставя дополнения в нужную форму. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. Оцените работу знаком. Передайте тетради с домашним заданием на первую парту по вариантам. Откройте тетради, запишите число и вид работы. (смена динамической позы6 «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя) Задание 2 Чистописание На доске записаны буквы вождшитещль - Назовите буквы, обозначающие шипящие звуки?(ш, ж, ч, щ) - Какие орфограммы знаете с этими буквами? - Давайте запишем их следующей строчке. - Какие буквы остались? Давайте соберем слово из оставшихся букв. - Подберите синоним к слову водитель, запишите это слово вместе со мной. Это словарное слово, его написание необходимо запомнить. - Полина подготовила для вас запоминалку для ещё одного словарного слова на сегодняшнем уроке. Послушайте, запомните и запишите слово. (учитель вывешивает новые словарные слова на сенсорный крест) Оцените свою работу. (смена динамической позы6 «Ручеек течёт, с собой учебник, тетрадь и ручку берёт Влад,Дима, …) Задание 3 (работа по слайду1) Обратите внимание на обозначение звука [o] после шипящих в корнях слов: [ч’О рный’]- чёрный [шОрты]-шорты [шОлк]- шёлк [крыжОвн’ик]- крыжовник [жОлтый’]- жёлтый -Поможет ли нам ударение в словах? - Почему? Ведь это орфограмма-гласная в корне слова? | Выполняют взаимопроверку домашнего задания в тетради, оценивают работу, передают тетради учителю. Записывают в тетради «18 ноября. Классная работа» (тема урока закрыта на доске) Называют буквы ш, ж, ч, щ. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Записывают буквы по образцу учителя. Составляют слово водитель. Подбирают слово шофёр, записывают его. Ставят в слове ударение, подчёркивают опасное место. Чтение стихотворения подготовленным учеником. Шоколад я очень уважаю, Шоколад я просто обожаю. В нём какао есть и молоко, в слове шоколад две буквы о. Записывают слово в тетради. Не можем точно определить о или ё нужно писать в корне слова. Нет. Проблема! После шипящих. «Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне» -Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова. («Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать»). | Работа в парах (выполняют взимопроверку) Индивидуальная работа Работа в группах Фронтальная работа | Уметь правильно писать окончания имён существительных. Создать ситуацию затруднения при выявлении затруднений (определении границы «знания-незнания) | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Познавательные УУД: Уметь находить нужную информацию, соотносить результат своей деятельности с образцом Регулятивные УУД: Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности анализировать собственную работу. |
Этап 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность 1. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. 2. Решение учебной задачи(7 мин) Цель: направить на поиск гипотез решения проблемы 3. Первичное закрепление (Применение полученных знаний на практике)10 мин Цель: - Научиться применять знания на практике, обозначать орфограмму, отличать ее от других; | -Ребята, после каких звуков стоит гласная о или ё в корне? Давайте сформулируем тему нашего урока. (отрывается тема урока на доске) Значит, какие задачи мы можем поставить на уроке? Давайте подумаем, как будем решать учебную задачу. Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих. - Давайте изменим слова. Что вы заметили?(работа в парах по карточкам) Чёрный-чернеть шов Жёлтый-желтеть шорты Шёл-вышел шорох Жёлуди-желудей - Какую букву написали в словах 1 столбика. Какую в словах 2 столбика? -Какой вывод можно сделать? -Как можем проверить наши предположения? (смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя) -Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 112.Читайте рубрику «Тайны языка» А сейчас вы получите задания в группах. Попробуйте составить алгоритм правильного подбора гласных о и ё после шипящих в корне слова.( раздаётся алгоритм на разрезных листах) -Если ваш алгоритм составлен верно, то цвета будут чередоваться в определённом порядке.(голубой, жёлтый, зелёный) Группы защищают свой алгоритм у доски. Физкультминутка для глаз (Презентация) (смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя) Проверяем работу алгоритма на практике. -Найдите упражнение 1 на странице 113. Выполните упражнение по вариантам.(2 человека работают у доски ) -Работа в парах.(стр.113упр.2). Работа по рядам. Физминутка «Коты» (смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя) -Работа в тетради на печатной основе. Упражнение «Чёрная кошка» -Итак, мы решили учебную задачу? Вы теперь знаете, какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, Что нужно сделать, чтобы определить, о или е? (смена динамической позы «Ручеек течёт, с собой тетрадь и ручку берёт Алина,Даниил, Настя) -Я думаю, всем интересно, что за гость сегодня у нас на уроке? (выходит ребёнок в костюме шотландца под шотландский танец) Попробуйте угадать из какой он страны?( вывешиваются слова на сенсорный крест) | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. После шипящих. «Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне» -Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова. («Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать»). -Нет. Может записываться буквой о и буквой ё Анализируют материал для наблюдений -К словам 1 столбика смогли подобрать пару, а к словам 2 столбика пару подобрать нельзя. -В первом случае букву ё, во втором- букву о. - Если можно подобрать родственное слово для проверки, то пишем ё, если нельзя, то пишем букву о. Чтение рубрики учеником. Дети собирают алгоритм и наклеивают его на листы А4 1.Подбираем родственные слова, выделяем корень. 2.Орфограмма в корне после шипящего. 3Подбираем родственные слова и формы слова, где звук о не слышится. 4.Такое слово есть- пишу ё. 5.Такого слова нет- пишу о. -Да. Оценивают работу групп знаком. Выполняют работу в тетради, проверяют работу учеников у доски. Оценивают знаком. Проверка работы. Один ученик с каждого ряда читает получившиеся группы слов. Проверка работы учителем(фронтально) -Да. Я узнал какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих… Воспроизводят алгоритм. Те, кто не запомнил, не может воспроизвести, читают алгоритм. - Это шотландец. Страна Шотландия. - Я принес заимствованные слова,написание которых нужно запомнить. (жонглёр, лечо, шоссе, Шотландия) - А ещё я принёс стихотворение -запоминалку для быстрого запоминания изученной орфограммы. В корне проблема – не унываю- -Ё- поскорее на – е – заменяю: Жёрдочка-жердь, щёлочка – щель- Здесь чередуется в корне Ё//Е. Жонглёр и обжора, шов и шоссе- В корне здесь –о- , нет пары на –Е. | Фронтальная работа Индивидуальная Работа в парах Работа в группах | Знать условия выбора букв о-ё после шипящих в корнях Уметь находить слова с данной орфограммой Уметь находить слова с изучаемой орфограммой, отличать их от слов с другими орфограммами, обозначать орфограмму на письме. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . Регулятивные УУД). Уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Этап 4. Подведение итогов 3 мин. | -Какое возникло затруднение в начале урока? -О чем мы договаривались узнать на уроке, какие знания получить? -Чему научиться? -Какие знания получили? Чему научились? -Раньше об этом знали? -Умели? Вы стали грамотнее, чем раньше? Мы достигли цели урока? | -Не знали какую букву о или ё вставить в слова. - Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, -Научились определять, какую букву, о или ё, писать в корне слова после шипящих -Нет. -Да, такие слова встречаются часто теперь мы знаем, как их писать. -Мы наблюдали за словами, сравнивали их, делали предположения, выводы, строили алгоритм деятельности, действовали по алгоритму, классифицировали слова. Ответы детей……. | | Умение обобщать информацию по теме. успешность применения правил, алгоритмов при решении орфографических задач. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |