Тема | Грамматическая категория рода имен существительных |
Цели | Образовательные: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новыхэлементов. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. - Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. - Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: особенности грамматической категории рода имен существительных. Уметь: анализировать грамматические формы рода, определять их работу; сопоставлять род имен существительных и грамматические значения рода, делать выводы об особенностях грамматической категории рода. развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других. Личностные: формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные: П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений; поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение анализировать учебный материал; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания; работать по предложенному плану, инструкции; осуществлять самоконтроль. К. Изложение своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способность работать в команде, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); готовность слушать собеседника и вести диалог, дискуссию; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; |
Основные понятия | Категория рода имен существительных, грамматические значения рода (указание на пол). |
Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник русского языка. 4 класс. 1 часть Тетрадь Ноутбук, мультимедийный проектор. ЦОРы |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Уточняет тематические рамки. | | | Личностные: мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Общеклассное обсуждение | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. | 1. Выявление указания на пол как грамматического значения существительных. Сравнение существительных сын и дочь по числу, падежу и другим значениям. | Обнаружение два рода существительных, представленных определенным набором словоформ, с помощью которых выражается их грамматической значение – указание на пол. | (Познавательные УУД). самостоятельное выделение и формулирование цели (Коммуникативные УУД). планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Регулятивные УУД). целеполагание |
III. Изучение нового (10 мин) Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Общеклассное обсуждение Групповая работа, затем общеклассное обсуждение | Обсуждает способы решения, осуществляет поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). | 1.Анализ соотношения грамматических форм и словоформ существительных (могут ли формы рода быть представлены другими словоформами, кроме найденных). - Определение на один и тот же пол указывают существительные петух и курица - Сравнение набора словоформ петух и курица с сын и дочь. 2. Выявление второй работы рода сущ-х. Присоедините к слову дочь слово старший. Какую форму прилагательного вы выбрали? (старшая) - Почему не годится слово старший? Присоедините слово приехать в прошедшем времени. 3.Нахождение «пустых» форм рода сущ-х. Докажите, что сущ-ные стол и парта «командуют» формами рода прилагательного новый. | Обнаружение двух наборов словоформ у существительных женского рода. Род имени существительного «командует» формами рода зависимых прилагательных и глаголов. Указывать на пол могут только те сущ-ные, которые называют живых существ, а род может быть у сущ-х. называющих и живых существ и неживые предметы. | (Коммуникативные УУД): учатся слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. (Познавательные УУД) осуществляют поиск необходимой информации. (РегулятивныеУУД) принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний |
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Групповая работа, затем общеклассное обсуждение | Контролирует выполнение работы. Дает самостоятельную работу с учебником; | 1.Определение среднего рода сущ-ных. Физкультминутка 2.Работа с учебником. | В русском языке у сущ-х 3 рода: мужской род, женский род и средний род, но грамматических значений только два – они обозначают существ мужского или женского пола. | (Познавательные УУД). Применение полученных знаний из материала урока и рассказа учителя; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного, в результате анализа делают вывод. (Коммуникативные УУД). Работают в паре; слушают собеседника и учатся вести диалог; эффективно сотрудничают с учителем и сверстниками. |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение определить грамматическую форму рода существительных. . | Индивидуальная работа. | Организует форму проверки полученных результатов | Тестирование. | Знать грамматические формы рода существительных, их работу, сопоставлять формы рода и грамматические значения рода | (Регулятивные УУД). Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Познавательные УУД) применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы. (Личностные УУД). Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Индивидульная работа. Общеклассное обсуждение. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Самооценка | | (Коммуникативные УУД). Полно и грамотно выражают свои мысли, взаимно контролируют действия друг друга. (Регулятивные УУД). Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить, осознают важность приобретения новых знаний. (Личностные УУД). Осознают важность полученных знаний |