СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Русский язык. 4-й класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматическая категория рода имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Русский язык. 4-й класс.»

Ф.И.О. Чуксина Алла Евгеньевна

Предмет: Русский язык

Класс: 4 «Б» 22.11.2018г.

Тип урока:Урок «открытия» нового знания

Технологическая карта изучения темы


Тема


Грамматическая категория рода имен существительных

Цели


Образовательные:

​Расширение понятийной базы за счет включения в нее новыхэлементов.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: ​самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Планируемый результат

Предметные:

  1. Знать: особенности грамматической категории рода имен существительных.

Уметь: анализировать грамматические формы рода, определять их работу; сопоставлять род имен существительных и грамматические значения рода, делать выводы об особенностях грамматической категории рода. развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.

Личностные: формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные: П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений; поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение анализировать учебный материал; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания;  работать по предложенному плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

К. Изложение своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способность работать в команде, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); готовность слушать собеседника и вести диалог, дискуссию; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;


Основные понятия

Категория рода имен существительных, грамматические значения рода (указание на пол).

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Учебник русского языка. 4 класс. 1 часть

Тетрадь

Ноутбук, мультимедийный проектор.

ЦОРы

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа






Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу



Проверяет готовность обучающихся к уроку.


Уточняет тематические рамки.





Личностные:

мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.



II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: ​подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана
работы.



Общеклассное обсуждение

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.





1. Выявление указания на пол как грамматического значения существительных.

Сравнение существительных сын и дочь по числу, падежу и другим значениям.



Обнаружение два рода существительных, представленных определенным набором словоформ, с помощью которых выражается их грамматической значение – указание на пол.

(Познавательные УУД).

самостоятельное выделение и формулирование цели


(Коммуникативные УУД). планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


(Регулятивные УУД).

целеполагание

III. Изучение нового

(10 мин)

Цели: ​ выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные
вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией



Общеклассное обсуждение













Групповая работа, затем общеклассное обсуждение

Обсуждает способы решения, осуществляет
поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий).

1.Анализ соотношения грамматических форм и словоформ существительных (могут ли формы рода быть представлены другими словоформами, кроме найденных).


- Определение на один и тот же пол указывают существительные петух и курица

- Сравнение набора словоформ петух и курица с сын и дочь.

2. Выявление второй работы рода сущ-х.

Присоедините к слову дочь слово старший. Какую форму прилагательного вы выбрали? (старшая)

- Почему не годится слово старший?

Присоедините слово приехать в прошедшем времени.







3.Нахождение «пустых» форм рода сущ-х.

Докажите, что сущ-ные стол и парта «командуют» формами рода прилагательного новый.


Обнаружение двух наборов словоформ у существительных женского рода.











Род имени существительного «командует» формами рода зависимых прилагательных и глаголов.








Указывать на пол могут только те сущ-ные, которые называют живых существ, а род может быть у сущ-х. называющих и живых существ и неживые предметы.


(Коммуникативные УУД): учатся слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

(Познавательные УУД)

осуществляют поиск необходимой информации.

(РегулятивныеУУД)

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность

своих знаний


IV. Закрепление нового (15 мин)

Цель:

освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности


Групповая работа, затем общеклассное обсуждение






Контролирует выполнение работы.



Дает самостоятельную работу с учебником;





1.Определение среднего рода сущ-ных.



Физкультминутка

2.Работа с учебником.



В русском языке у сущ-х 3 рода: мужской род, женский род и средний род, но грамматических значений только два – они обозначают существ мужского или женского пола.




(Познавательные УУД).

Применение полученных знаний из материала урока и рассказа учителя;

выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного, в результате анализа делают вывод.


(Коммуникативные УУД). Работают в паре; слушают собеседника и учатся вести диалог;

эффективно сотрудничают с учителем и сверстниками.


V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение определить грамматическую форму рода существительных.

.


Индивидуальная работа.









Организует форму проверки полученных результатов







Тестирование.

Знать грамматические формы рода существительных, их работу, сопоставлять формы рода и грамматические значения рода

(Регулятивные УУД).

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению.

(Познавательные УУД)

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.


(Личностные УУД).

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение
жизненных планов во временной перспективе.


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания,
постановка дальнейших целей

Индивидульная работа.

Общеклассное обсуждение.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.


Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Самооценка


(Коммуникативные УУД). Полно и грамотно выражают свои мысли, взаимно контролируют действия друг друга.

(Регулятивные УУД).

Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить, осознают важность приобретения новых знаний.

(Личностные УУД).

Осознают важность полученных знаний