№ | Этап урока | Время | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Организационный момент (мотивационно – проблемный) | 3 | Мультимедийная презентация 1 слайд На что указывают неопределенные местоимения | 1.Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. 2. Оценки за активное участие, за умение формулировать вопросы, правильные ответы 3.Создает проблемную ситуацию (понятно ли кто выполняет действия, сколько, какой) | Дают определение уже известных понятий: Что такое местоимение? Называют разряды местоимений. Составляют предложения, определяют синтаксическую роль. Три ученика в роли имени существительного, прилагательного, числительного выходят к доске. Ученица задает вопрос: «Почему эти части речи присутствуют на уроке, мы же изучаем местоимения?» Делаем вывод, что от относительно-вопросительных местоимений при помощи суффиксов и приставок образуются неопределенные местоимения | Умение передавать содержание изученного материала в сжатом, выборочном виде, формулировать проблему | Постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (запомнить, воспроизвести) | Умение слушать и вступать в диалог |
2 | Актуализация знаний. Постановка цели. Планирование деятельности | 7 | | 1. Задает вопросы по пройденной теме, помогает определить тему и цели урока 2. Учитывая выдвинутые учащимися варианты темы урока и цели, формулирует их | Сценка (ученик в роли неизвестного стучит в дверь, входит, ищет, раздает, подходит, показывает). Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Кто постучал? (ответ некто, кто-то); 2. Кто вошел? (какой-то, некий человек); 3.Что он ищет? (что-то, что-либо); 4.Что раздает? (нечто, что-нибудь, несколько); 5.К кому подходит? (к кому-то, кое-кому, кому-нибудь). Все названные местоимения располагаются на доске. 1.На основе изученного материала по теме «Разряды местоимений» учащиеся формулируют тему урока, (местоимения указывают на неопределенный предмет, признак, количество) 2. Называют цель урока (есть ли правило написания, правильно определить морфему, как образуются местоимения, какими членами предложения являются) | Самостоятельное выделение и формулирование цели урока | Умение планировать пути достижения намеченных целей | Умение слушать и вступать в диалог. Высказывать свою точку зрения |
3 | Практическая работа | 15 | Слайды 2. как образованы неопределенные местоимения 3. правописание неопределенных местоимений | 1. Определяет временные рамки 2. Помогает учащимся, если возникают затруднения 3. Следит за временем 4. Уточняет правильное обозначение орфограммы 5. Предлагает обратиться к учебнику (чтение п. 80, правила, коллективное выполнение упр. 458) | Местоимения, расположенные на доске, учащиеся распределяют по группам (1. С приставкой не- 2. С приставкой кое- 3.с суффиксами – то, -либо, - нибудь. Делают вывод, что неопределенные местоимения образуются приставочным и суффиксальным способами. Записывают слова из упражнения 458 2. Обозначают орфограмму 3.составляют предложения с данными местоимениями 4. Записывают слова в «Словарь трудных слов» 5. Читают правило, выполняют упражнение, комментируя устно, графически обозначая орфограмму | Умение проводить наблюдение под руководством учителя, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, совместно выполнять задания, слушать и вступать в диалог |
4 | Физминутка | 2 | | Предлагает задание на внимание: называет неопределенные местоимения, если пашется слитно, все встают, если пишется раздельно или через дефис, остаются на своих местах | 1.Определяют правописание неопределенного местоимения 2.Выполняют условие: встают при слитном написании, садятся при раздельном и дефисном написании | Умение применять знания на практике | Понять и запомнить, использовать полученные знания | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности |
5 | Отчет групп о выполнении практической работы | 13 | | 1.Предлагает разбиться на группы 2.Использует стратегию смыслового чтения (после текстовая деятельность) 3. Объясняет условие, от цвета стола зависит, какое задание будет выполнять каждая группа ( желтый - «Почему», красный - «Объясни»,зеленый - «Назови», фиолетовый - «Предложи», оранжевый - «Придумай», синий - «Поделись». Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по цвету стола 4. Следит за временем, подходит к группам, помогает сформулировать вопрос, придумать задание 5. Предлагает выбрать модератора (кто будет представлять свою группу) 6. Уточняет, поясняет, исправляет ошибки | 1. Рассаживаются по группам (по цвету стола) 2. Учащийся получают задание (красный цвет- объяснить, как образуются неопределенные местоимения; зеленый- называют способы образования, приводят примеры; желтый – почему называются неопределенными; оранжевый – готовят игру «4-ый лишний»; синий – делятся новыми знаниями, которые получили в ходе урока; фиолетовый – предлагают алгоритм, схему образования и правописания 3. Каждая группа формулирует вопрос, готовит задания по тому условию, которое соответствует цвету 4. Выбирают модератора, который задает вопрос или предлагает выполнить задание 5. Учащийся определяет при помощи ромашки Блюма последовательность выступления групп 6. Отвечают на вопросы, составленные другой группой 7. Внимательно слушаю ответы, дополняют | Умение отбирать и сопоставлять информацию, самостоятельно делать выводы, представлять информацию на основе сообщения | Принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения) | Умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
6 | Рефлексия | 3 | | 1.Задает вопросы: «Какую цель мы поставили в начале урока? Что делали и в какой последовательности? 2.Предлагает обобщить знания, приобретенные на уроке, оценить работу, активное участие одноклассника или группы, передав смайл, напоминает о самооценке (в тетради на полях отмечают знаками + и - работу устную, письменную и по развитию речи) 3. Выставляет оценки за работу на уроке, комментирует их | 1.Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают свое мнение, подводят общий итог урока 2. Смайлами отмечают ту команду, чья работа на уроке понравилась больше 3. Заранее выбранный помощник передает смайлы, помогает учителю подсчитать их количество | Умение строить речевое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения. Формулирование познавательной цели | Контроль и оценка выполнения поставленных задач | Умение критично относиться к своему мнению, договариваться с учениками иных позиций, понимать точку зрения другого |
7 | Подведение итогов урока | 2 | 5 Слайд Домашнее задание 1. по учебнику п. 80 упр.460 2. Составить небольшой рассказ, используя неопределенные местоимения (по желанию) 3.инд.задание по карточкам | Предлагает записать в дневниках домашнее задание: 1. по учебнику п. 80 упр. 460 2. Составить небольшой юмористический рассказ, используя неопределенные местоимения (по желанию) 3. индивидуальное задание по карточкам (списать, раскрывая скобки) | | Умение ориентироваться в учебных источниках, извлекать необходимую информацию | | Умение слушать и вступать в диалог. |
МБОУ СОШ №28, г. МЫТИЩИ