(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. - М.: Просвещение, 2015. )
- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
- создание условий для осознания учащимися необходимости знать особенности текста;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
- воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- развивать умение использовать правило выбора соединительных гласных, уметь применять его при выполнении заданий.
- формировать умение переводить конфликтную ситуацию в логический план разрешения конфликта
- формирование умения видеть основную идею исходного текста.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I | Организационный момент | включение учащихся в деятельность | - Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. -Вспомните, что такое притча? ( Притча-это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. В отличие от басни, не содержит мораль. Каждый должен извлечь из неё сам) Учитель читает притчу Потому что я-человек. Вечерело. По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребёнок.Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. Через некоторое время отец с сыном снова шли по той же дороге обратно. До камня было ещё далеко. Отец сказал сыну: — Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик. — Дедушка,— спросил мальчик,— вы не видели здесь камня? — Я убрал его с дороги. — Вы тоже споткнулись и ушибли ногу? — Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу. — Почему же вы убрали камень? — Потому что я — человек. -Какой урок преподал старик семилетнему мальчику? | Подготовка класса к работе. Вспоминают определение притчи. Слушают притчу, определяют основную мысль, формулируют мараль. | Л: формирование познавательного интереса К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
II | Сообщение темы и цели урока | Формулировка целей урока | 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 2. Составление предложений: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. 3. Составление плана и последовательности действий. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Составляют предложения: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. | Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества |
III | Актуализация субъективного опыта | повторение изученного материала | Орфографическая разминка. Выпишите строчку, в которой пропущена одна и та же буква. з..ря, заг..реть подб..рать, бл..стеть прик..снуться, р..сток перег..рела, сл..гать Синтаксическая разминка Когда на небосклоне догорает последний луч солнца, из прибрежных зарослей раздаются птичьи голоса. - Найдите слова с чередующейся гласной в корне слова. догорает, зарослей - Найдите слово с неизменяемой приставкой. догорает,зарослей - Найдите слово с приставкой зависящей от последующего звука. раздаются - Найдите слово с приставкой, зависящей от значения. прибрежных | Записывают предложение, находят грамматическую основу, объясняют постановку запятой, чертят схему. Отвечают на вопросы. Формулируют точные ответы. Доказывают справедливость своего выбора. Объясняют правописание. | |
VI | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Найдите сложное слово. Небоскон - Как оно образовано? -Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь. Выделите корни. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (самолёт) Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль, и сор. (пылесос) По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно, Что такое? (пароход) Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах... (пешеход) | Записывают слова, выделяют корни. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
V | Проблемное объяснение нового знания | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 2. Наблюдение за языковым материалом. - Обратите внимание на соединительные гласные, которая соединяет корни. Назовите их. - Чтобы правильно выбрать соединительную гласную, нужно знать правило. Обратимся к учебнику и найдём ответ на наш вопрос. 3. Обращение к теоретическому материалу § 41. Какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? Соединительные гласные Твёрдые согласные — О Мягкие согласные или ж, ш, ц — Е | Наблюдают за языковым материалом. Разбирают слова по составу. Отвечают на вопросы. Читают теоретический материал. Отвечают на вопросы учителя. | Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели; Л: формулирование проблемы |
VI | Физминутка | | - Давайте отдохнём и поиграем в игру «Лови ошибку». Я называю слова и утверждаю, что они все сложные. Если я не права, вы хлопаете, (то есть ловите мою ошибку) Хлебница, хлеборезка, пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыковед, музыкант, водовоз, сталевар, варенье, жизнелюб, садовод, огородник. | | |
VII | Первичное закрепление | проговаривание и закрепление нового знания | Выполним упр.215 коллективно. -Прочитайте задание. | Один ученик у доски, выполняет, комментирует, обозначает орфограмму. | Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
VIII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; | - А сейчас разделимся на 6 групп. Каждой группе будет дано задание подобрать сложные слова на определённую тему. 1 гр.- 5 слов профессий людей или род занятий 2 гр.-5 слов названий техники 3 гр.- 5 слов названий природных явлений. 4 гр. - 5 слов названий бытовых приборов. 5 гр.- 5 слов, обозначающих черты характера человека. 6 гр.- слова, названия животных. | Работают в группах. Подбирают сложные слова в соответствии с тематикой. Пчеловод, рыболов, лесоруб паровоз, ледокол,... гололёд, водопад,полнолуние пылесос, самовар,мясорубка сладкоежка, водохлёб... утконос, носорог | Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, |
IX | Итог урока (рефлексия деятельности) | самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - До урока я знал, что... -На уроке я узнал, что... -Самым трудным мне показалось... - Что удалось легче всего? - Чего добились? Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались почему я употребила именно это слово? Благодарить-дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу. И не забывать притчу, прозвучавшую в начале урока. | Осуществляют самооценку. Расставляют себе баллы. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия |
X | Домашнее задание | Читать теоретический материал. | Дифференцированное задание. Читать и знать§ 41 1 в а р и а н т — упр. 216 2 вариант — выписать из учебников по географии или ботаники предложения, в состав которых входят сложные слова. 3 вариант — найти или составить текст, в который включены сложные слова. | Рассматривают задание. Задают вопросы по выполнению. | |