Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование |
Инструментарий учителя | Планируемые результаты | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Технологические методы и приёмы | Дидактический материал |
1. Мотивация к учебной деятель-ности | 1) Приветствие учеников. 2) Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности к учебной деятельности | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что изучали на последнем уроке, настраиваются на урок. | Беседа | - | Л: положительное отношение к учебной деятельности Р: принятие учебной задачи К: общение и взаимодействие с партнёрами | Включение учащихся в учебную деятельность |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии | Учитель предлагает выполнить задание в тетради: сгруппировать слова по видам глагола, вставить пропущенные гласные, объяснить орфограммы: Зар..сти, изл…жить, прил...скать, выр…стать, изл..гать, , зар..сли, уд…вить Учитель просит вставить пропущенные буквы на доске: Люди пишут, а время ст…рает. Всё стирает, что может ст…реть. | Учащиеся работают в парах, проверяют по эталону на доске, комментируют орфограммы с места. Затем пробуют вставить буквы в словах на доске | Работа в парах | 1) Рабочая тетрадь Задание 1 2) Запись на доске: Люди пишут, а время ст…рает. Всё стирает, что может ст…реть. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование Р: фиксация затруднений, саморегуляция в ситуации затруднения, планирование своих действий К: выражение своего мнения, аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | Учащиеся мотивированы к пробному учебному действию |
3. Выявление места и причины затрудения | Учитель организует выявление тех знаний, умений, которых недостаёт для решения исходной задачи: - В чем причина вашего затруднения? - Каких знаний вам не хватает при выборе букв в слове «стирает»? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: | Познавательный метод (Создание проблемной ситуации) | Рабочий лист учащихся | П: преобразование информации из одной формы в другую Р: коррекция, контроль К: умение выражать своё мнение | Выявлено и зафиксировано место и причины затруднений |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Учитель просит определить цель и тему урока, план дальнейших действий - Какая же будет цель нашего урока? (выявить условия написания корней с чередованием и-е) - Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетрадь | Учащиеся ставят цель проекта, уточняют и формулируют тему урока, планируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели | Словесный метод | Параграф учебника | Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений П: умение объяснять языковые связи, выявленные в ходе обсуждения К: умение устанавливать рабочие отношения | Поставлена цель учебной деятельности |
5.Реализация построенного проекта | Учитель организует фиксацию нового способа действия в речи. Для этого он использует сценку, в которой появляются 2 сказочных персонажа: Суффикс и Незнайка | Учащиеся выдвигают версии условия выбора букв и-е в корнях слов. Они помогают Незнайке сформулировать правило на корни с чередованием | Использование игровой ситуации | | П: самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений | Сформулировано правило правописания и-е в корнях слов |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Учитель даёт задания на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи , затем предлагает выполнить упражнение из учебника | Учащиеся читают правило в учебнике (стр. 257), учатся оформлять новую орфограмму, строят алгоритм рассуждения используя правило, объясняют правописание слов пробного действия (упр №653 (1 часть) | Использование учебника | Запись алгоритма рассуждения, проговаривание и обозначение орфограммы на письме | П: построение логической цепочки рассуждений К: выражение своих мыслей, умение оформлять свои мысли в письменной форме Р: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Применение нового знания в типовых условиях |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель предлагает учащимся выполнить задание, проверить самостоятельно по эталону: - Какие задачи на уроке мы уже решили? (повторили предыдущую тему, испытали затруднения при выполнении пробного действия, познакомились с новым правилом, создали алгоритм действия по выбору букв и-е) - А теперь каждый может проверить, как он справится с заданием на изученную орфограмму. Предлагаю вам самостоятельную работу | 1) Учащиеся выполняют задание. 2) проверяют его по образцу 2) Отвечают на вопрос учителя, какие знания пригодились им для выполнения этого задания | Самостоятельная письменная работа | Задание №2 на рабочих листах: Сердце зам…рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст…лается гладкое зеркало большого озера, и низко от него ст…лется туман. Трудно проб….раться сквозь густые заросли. Кустов. Но вот только забл…стит солнце, исчезнет туман. | П: объяснять языковые явления Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата, внесение коррективов Л: способность самооценки свих действий | Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях |
8. Включение в систему знаний и повторение | Учитель предлагает выполнить задание №3 для закрепления знаний - Какие виды орфограмм встретились при выполнении этого задания? - Какие знания вам пригодились для выполнения этого задания? - Где они могут вам пригодиться? | Учащиеся выполняют задание, называют виды орфограмм, которые встретились в тексте, комментируют правописание корней | Письменная работа по закреплению изученного | Задание №3 на рабочих листах: 1)За всё б..рётся, да не всё уд..ется. 2) Отл..жил на осень, а там и бросил. 3)Мягко стелет, да ж…стко спать.4) Без заботы и репу (не) выр….стишь. 5)Скупой зап…рает крепко, а потчует ре…ко. 6)Нос зад…рает, а в голове ветер гуляет. | П: анализ объектов с целью выделения признаков Р: осознание качества и уровня усвоения материала Л: формирование позитивной моральной самооценки, следование моральным нормам жизни (на материале пословиц) | Выявлены границы применения новых знаний |
9. Рефлексия | Учитель проводит рефлексивный анализ учебной деятельности, предлагает оценить собственную деятельность на уроке, обсуждает и записывает домашнее задание | Учащиеся заканчивают предложения | Приём «Незаконченные предложения»: Сегодня я узнал… Теперь я знаю… Я оцениваю свою работу на уроке на … | | П: рефлексия способов и условий действия Р: Оценка результатов работы на уроке К: уметь слушать и понимать других Л: адекватное понимание успеха или неуспеха | Соотнесение цели урока и его результатов |
9. Домашнее задание | Учитель задаёт домашнее задание. Для всех упр 653 (ч 2) , для сильных сочинить сказку о чередовании гласных и-е в корне слова | | | | | |