СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы и -е в корнях с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы и -е в корнях с чередованием"»

Наумова Марина Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Юрьевской сош Угличского района


Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Буквы и -е в корнях с чередованием

УМК: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс.


Цели для ученика:

1. Выявить условия написания корней с чередованием Е –И

2. Уметь различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемые ударением


Цели для учителя:

Предметные цели: научиться применять правило написания гласных е-и в корнях с чередованием, применять способы проверки.

Коммуникативные цели: устанавливать рабочие отношения, способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Регулятивные цели: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, целеполагание, контроль и коррекция

Личностные цели: формирование устойчивой мотивации к обучению

Тип урока: открытие нового знания


Форма урока: коллективная, парная

Опорные понятия: корни с чередованием, безударная гласная в корне слова, признаки орфограммы, морфема

-

Объекты контроля: рабочие записи по ходу урока

Формы контроля: самостоятельная работа


Домашнее задание к уроку: виды глагола и образование видовых пар

Домашнее задание после урока: упражнение №653 ( 2 часть), для сильных - сочинить сказку о корнях с чередованием е-и




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Инструментарий учителя

Планируемые результаты

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Технологические методы и приёмы

Дидактический материал

1. Мотивация к учебной деятель-ности

1) Приветствие учеников.

2) Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности к учебной деятельности

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что изучали на последнем уроке, настраиваются на урок.

Беседа

-

Л: положительное отношение к учебной деятельности

Р: принятие учебной задачи

К: общение и взаимодействие с партнёрами

Включение учащихся в учебную деятельность

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Учитель предлагает выполнить задание в тетради: сгруппировать слова по видам глагола, вставить пропущенные гласные, объяснить орфограммы:

Зар..сти, изл…жить, прил...скать, выр…стать, изл..гать, , зар..сли, уд…вить

Учитель просит вставить пропущенные буквы на доске:

Люди пишут, а время ст…рает. Всё стирает, что может ст…реть.

Учащиеся работают в парах, проверяют по эталону на доске, комментируют орфограммы с места.

Затем пробуют вставить буквы в словах на доске

Работа в парах

1) Рабочая тетрадь Задание 1

2) Запись на доске: Люди пишут, а время ст…рает. Всё стирает, что может ст…реть.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование

Р: фиксация затруднений, саморегуляция в ситуации затруднения, планирование своих действий

К: выражение своего мнения, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Учащиеся мотивированы к пробному учебному действию

3. Выявление места и причины затрудения

Учитель организует выявление тех знаний, умений, которых недостаёт для решения исходной задачи:

- В чем причина вашего затруднения?

- Каких знаний вам не хватает при выборе букв в слове «стирает»?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Познавательный метод (Создание проблемной ситуации)

Рабочий лист учащихся

П: преобразование информации из одной формы в другую

Р: коррекция, контроль

К: умение выражать своё мнение

Выявлено и зафиксировано место и причины затруднений

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель просит определить цель и тему урока, план дальнейших действий

- Какая же будет цель нашего урока? (выявить условия написания корней с чередованием и-е)

- Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетрадь

Учащиеся ставят цель проекта, уточняют и формулируют тему урока, планируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели

Словесный метод

Параграф учебника

Р: умение проектировать маршрут преодоления затруднений

П: умение объяснять языковые связи, выявленные в ходе обсуждения

К: умение устанавливать рабочие отношения

Поставлена цель учебной деятельности

5.Реализация построенного проекта

Учитель организует фиксацию нового способа действия в речи.

Для этого он использует сценку, в которой появляются 2 сказочных персонажа: Суффикс и Незнайка

Учащиеся выдвигают версии условия выбора букв и-е в корнях слов.

Они помогают Незнайке сформулировать правило на корни с чередованием

Использование игровой ситуации


П: самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Сформулировано правило правописания и-е в корнях слов

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель даёт задания на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи , затем предлагает выполнить упражнение из учебника

Учащиеся читают правило в учебнике (стр. 257), учатся оформлять новую орфограмму, строят алгоритм рассуждения используя правило, объясняют правописание слов пробного действия (упр №653 (1 часть)

Использование учебника

Запись алгоритма рассуждения, проговаривание и обозначение орфограммы на письме

П: построение логической цепочки рассуждений

К: выражение своих мыслей, умение оформлять свои мысли в письменной форме

Р: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Применение нового знания в типовых условиях

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, проверить самостоятельно по эталону:

- Какие задачи на уроке мы уже решили? (повторили предыдущую тему, испытали затруднения при выполнении пробного действия, познакомились с новым правилом, создали алгоритм действия по выбору букв и-е)

- А теперь каждый может проверить, как он справится с заданием на изученную орфограмму. Предлагаю вам самостоятельную работу



1) Учащиеся выполняют задание.

2) проверяют его по образцу

2) Отвечают на вопрос учителя, какие знания пригодились им для выполнения этого задания

Самостоятельная письменная работа

Задание №2 на рабочих листах: Сердце зам…рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст…лается гладкое зеркало большого озера, и низко от него ст…лется туман. Трудно проб….раться сквозь густые заросли. Кустов. Но вот только забл…стит солнце, исчезнет туман.

П: объяснять языковые явления

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата, внесение коррективов

Л: способность самооценки свих действий

Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

8. Включение в систему знаний и повторение

Учитель предлагает выполнить задание №3 для закрепления знаний

- Какие виды орфограмм встретились при выполнении этого задания?

- Какие знания вам пригодились для выполнения этого задания?

- Где они могут вам пригодиться?

Учащиеся выполняют задание, называют виды орфограмм, которые встретились в тексте, комментируют правописание корней

Письменная работа по закреплению изученного

Задание №3 на рабочих листах: 1)За всё б..рётся, да не всё уд..ется. 2) Отл..жил на осень, а там и бросил. 3)Мягко стелет, да ж…стко спать.4) Без заботы и репу (не) выр….стишь. 5)Скупой зап…рает крепко, а потчует ре…ко. 6)Нос зад…рает, а в голове ветер гуляет.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Р: осознание качества и уровня усвоения материала

Л: формирование позитивной моральной самооценки, следование моральным нормам жизни (на материале пословиц)

Выявлены границы применения новых знаний

9. Рефлексия

Учитель проводит рефлексивный анализ учебной деятельности, предлагает оценить собственную деятельность на уроке, обсуждает и записывает домашнее задание

Учащиеся заканчивают предложения

Приём «Незаконченные предложения»:

Сегодня я узнал…

Теперь я знаю…

Я оцениваю свою работу на уроке на …


П: рефлексия способов и условий действия

Р: Оценка результатов работы на уроке

К: уметь слушать и понимать других

Л: адекватное понимание успеха или неуспеха

Соотнесение цели урока и его результатов

9. Домашнее задание

Учитель задаёт домашнее задание. Для всех упр 653 (ч 2) , для сильных сочинить сказку о чередовании гласных и-е в корне слова