СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: "Наречие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в рамках ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: "Наречие как часть речи"»

Урок № 1

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Тип урока: Урок изучения нового.

Основные методы ( изучение нового материала обязательно проблемным методом): частично – поисковый

Цели (задачи) урока:

  1. Сформировать понятие о наречии как части речи;

  2. Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

  3. Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для «живописания действия»;

  4. Показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте;

  5. Расширить словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Оборудование: (также укажите учебник, материалы, которого учитывали, составляя конспект)

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2017.

  2. Ноутбук, колонки, проектор

  3. Мультимедийная презентация к уроку, выполненная в Power Point

  4. Раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку (Приложение)







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент

(2 мин.)

Цель этапа:

Включить учеников в урок, нацелить на работу.

- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

( в это время я визуально проверяю готовность учеников к уроку: всё ли есть на партах для занятия)

- С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста.

Приветствуют учителя, садятся за парты.


(Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика (смайлика))

2.Проверка домашнего задания.

Опрос.

(3 мин)

Цель этапа:

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Для проверки домашнего задания, давайте мы с вами воспользуемся методом «Мозговой штурм» и поиграем в игру «Корзина понятий».

За каждый правильный ответ я буду дарить вам по цветку.

Итак, наполняем нашу корзину знаниями о деепричастии…

  1. Дайте определение деепричастия.

  2. Как пишется НЕ с деепричастиями

  3. Что называется деепричастным оборотом?

  4. Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают?

  5. Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?


- Молодцы! Я вижу, что все серьезно подошли к выполнению домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы, собирают цветочки в корзину.







.

3.Изучение нового

(15 мин.)

Цель этапа:

Дать понятие о новом языковом явлении.


Стадии данного этапа:

1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу на доске, к параграфу учебника и т.д.


-Ребята, давайте с вами прослушаем стихотворение Осипа Беленького, которое прозвучит на фоне «Прелюдии №1. До мажор» И.С. Баха.

(Слайд №1)

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –Пломбирны, восхитительны и сладки!

Восторженность! Волшебная пора –

Метель очаровала белизною!

Счастливый, я стою среди двора,

И кружатся снежинки надо мною!

Осип Беленький

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?



- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?

- Есть ли такое слово в русском языке?

- Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.


- Назовите наречия.







- Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

- Открываем тетради и записываем число и тему урока.

- С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

(Наводящие вопросы:

Чем мы будем заниматься на уроке, о чем вспомним, что узнаем? Когда мы с вами делаем разбор слова как части речи, что мы указываем?)



Учащиеся слушают стихотворение и музыку.



















Ответы учеников могут быть разными:

- Чувством радости, счастья, восторженности!


- Пломбирны.


- Нет.


- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.




- Наречие.






- Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.



- «Наречие как часть речи».




Открывают тетради, записывают дату.





- Вспомнить, что такое наречие, узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.


2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники)


- Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?



- Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно, о чём говорим?


- То есть о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?

Вернёмся к стихотворению. Находим наречие. Например, замедленно. От какого слова задаем вопрос к наречию?

(Я работает со словосочетаниями доске)

- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?

- Что обозначают глаголы?



- Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?

- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.

- Наречие чаще всего работает с глаголом. А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

(Слайд 2)

- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.








(Слайд 3)

- Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.











- Наречие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.




- …что обозначает.




- Плывут (как?) замедленно

- Плывут (как?) тихо, беззаботно










- Глагол.




- Действие.



-Признак действия.









(Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя)



Внимательному (насколько?) очень

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.



Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Яйца (какие?) всмятку

Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.


3.Организация запоминания – запоминание (таблица, схема, рисунок) – соотнесение с учебником


- Верно, но такое бывает достаточно редко.

(Слайд4)

- Выпишите из этого предложения наречие вместе с тем словом, от которого оно зависит.


- Попробуем изменить форму слов.





-Какой вывод можем сделать?





- А как этот факт отражается на строении слова?


Ребята, я предлагаю вам воспользоваться материалом учебника п.34 стр.91,92


- Я теперь давайте дополним определение, данное в учебнике, учитывая те знания, которые вы получили.





Выписывают: Тихо падает



Тихо падают

Тихо падаем

Тихо падали


- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

Наречие – неизменяемая часть речи.


- У наречий нет окончания.



Учащиеся работают с учебником, самостоятельно читают теоритический материал.


- Наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже – признак предмета и отвечающая на вопросы: как? где? куда? откуда? насколько? и другие.

Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.


4.Организация воспроизведения – воспроизведение. (предложить воспроизвести своими словами, а классу установка: слушать внимательно и понять, что правильно, а что нет, согласитесь вы или нет)


- Для выполнения следующего задания, вам нужно воспользоваться Инструкцией№1; Алгоритм рассуждения

- Ребята, как вы думаете, с какой целью я приготовила для вас эту инструкцию?

- Сейчас я предлагаю вам воспользоваться раздаточным материалом, с которым нам предстоит работать. В первом, и во втором предложениях найдите и подчеркните наречия как члены предложения.

Учащиеся самостоятельно изучают (вспоминают) инструкцию.


- Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия.

(У доски работает ученик. Остальные учащиеся работают в тетради. Далее происходит проверка.)

Выясняется, что в первом предложении слова «таинственно», «спокойно», «величественно» являются сказуемыми, выраженными краткими прилагательными. Учащиеся с помощью учителя по алгоритму рассуждения определяют, чем отличаются краткие прилагательные от наречий.

4.Первичное закрепление

(20 мин.)

Цель этапа:

Начать формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, отграничение языкового материала от похожих, употребление языкового явления в собственных высказываниях.

Стадии данного этапа:

1.Анализ яз.яв. в тексте с одной деформацией.

- А теперь попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречие среди других частей речи. На ваших столах карточки с предложениями и бланк, если выделенное слово – наречие, то в клетку с соответствующим номером впишите букву Н, если не наречие – поставьте прочерк.

В бланке из верно отмеченных предложений должна получиться цифра пять

Дети оценивают себя самостоятельно.

2. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими несмешиваемыми деформациями (совершенствуем умение с данной орфограммой и добавляем новую, которая не похожа на изучаемую)


- Эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?


- Я предлагаю вам воспользоваться раздаточным материалом. Карточка «Фразеологизмы», фразеологизмы могут быть заменены наречиями, такую работу мы сейчас попробуем выполнить. Вам нужно соединить в карточке фразеологизмы с наречиями и объяснить свой выбор. В случае затруднения вы можете воспользоваться «Словарем фразеологизмов»

Учащиеся дают ответ








Ребята работают с фразеологизмами, в случае затруднения обращаются к словарю, комментируют по очереди свои ответы.

3. Свободное письмо (составьте с этими словами с/с, предложение, текст)


- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 5)

- Сравните свою работу с оригиналом текста. (Слайд 6)

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

- Позволяют оживить нашу речь




Выполняется самостоятельно.






Зрительная повторная проверка по слайду 6



5.Итоги урока

(2 мин.)

- Ребята, назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

- Как вы считаете, удалось ли нам сегодня добиться тех целей, которые мы поставили в начале урока. (Слайд 7)


- С каким настроением вы покидаете урок? «Просигнальте», пожалуйста.



- Наречие.



Учащиеся по слайду вспоминают цели урока и дают комментированный ответ о удачах (неудачах).


(Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика (смайлика))

6.Задавание на дом

(3 мин.)

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Сейчас запишите домашнее задание. Спасибо за внимание. (Задание написано на доске)

Обязательно:

п.34 стр.91,92 знать определение.

По выбору:

  • Упр.219 (1-3 предложение), стр. 92

  • Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с наречиями.

  • Составить 5-6 предложений с наречиями.














































Список использованной литературы

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2017. – 223с.



Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Мнемозина,2000. – 256с.



Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.



Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Старкевич. – М: Просвещение, 2012. – 144с.

4