Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Оргмомент (2 мин.) Цель этапа: Включить учеников в урок, нацелить на работу. | - Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! ( в это время я визуально проверяю готовность учеников к уроку: всё ли есть на партах для занятия) - С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста. | Приветствуют учителя, садятся за парты. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика (смайлика)) |
2.Проверка домашнего задания. Опрос. (3 мин) Цель этапа: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. | Для проверки домашнего задания, давайте мы с вами воспользуемся методом «Мозговой штурм» и поиграем в игру «Корзина понятий». За каждый правильный ответ я буду дарить вам по цветку. Итак, наполняем нашу корзину знаниями о деепричастии… Дайте определение деепричастия. Как пишется НЕ с деепричастиями Что называется деепричастным оборотом? Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают? Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме? - Молодцы! Я вижу, что все серьезно подошли к выполнению домашнего задания. | Учащиеся отвечают на вопросы, собирают цветочки в корзину. . |
3.Изучение нового (15 мин.) Цель этапа: Дать понятие о новом языковом явлении. Стадии данного этапа: 1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу на доске, к параграфу учебника и т.д. | -Ребята, давайте с вами прослушаем стихотворение Осипа Беленького, которое прозвучит на фоне «Прелюдии №1. До мажор» И.С. Баха. (Слайд №1) Замедленно, почти что на весу, Плывут снежинки тихо, беззаботно. Ловлю – они повсюду – на носу, На лбу, ресницы трогают щекотно! Мороз кусает! Что его укус – Знакомые проделки и повадки! Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –Пломбирны, восхитительны и сладки! Восторженность! Волшебная пора – Метель очаровала белизною! Счастливый, я стою среди двора, И кружатся снежинки надо мною! Осип Беленький - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение? - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово? - Есть ли такое слово в русском языке? - Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»? - А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других. - Назовите наречия. - Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока? - Открываем тетради и записываем число и тему урока. - С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (Наводящие вопросы: Чем мы будем заниматься на уроке, о чем вспомним, что узнаем? Когда мы с вами делаем разбор слова как части речи, что мы указываем?) | Учащиеся слушают стихотворение и музыку. Ответы учеников могут быть разными: - Чувством радости, счастья, восторженности! - Пломбирны. - Нет. - По вкусу напоминают мороженое, пломбир. - Наречие. - Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно. - «Наречие как часть речи». Открывают тетради, записывают дату. - Вспомнить, что такое наречие, узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий. |
2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники) | - Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие? - Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно, о чём говорим? - То есть о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий? Вернёмся к стихотворению. Находим наречие. Например, замедленно. От какого слова задаем вопрос к наречию? (Я работает со словосочетаниями доске) - Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи? - Что обозначают глаголы? - Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает? - Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия. - Наречие чаще всего работает с глаголом. А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? (Слайд 2) - Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы. (Слайд 3) - Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод. | - Наречие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие. - …что обозначает. - Плывут (как?) замедленно - Плывут (как?) тихо, беззаботно - Глагол. - Действие. -Признак действия. (Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя) Внимательному (насколько?) очень Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака. Чтение (какое?) вслух Взгляд (какой?) исподлобья Яйца (какие?) всмятку Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета. |
3.Организация запоминания – запоминание (таблица, схема, рисунок) – соотнесение с учебником | - Верно, но такое бывает достаточно редко. (Слайд4) - Выпишите из этого предложения наречие вместе с тем словом, от которого оно зависит. - Попробуем изменить форму слов. -Какой вывод можем сделать? - А как этот факт отражается на строении слова? Ребята, я предлагаю вам воспользоваться материалом учебника п.34 стр.91,92 - Я теперь давайте дополним определение, данное в учебнике, учитывая те знания, которые вы получили. | Выписывают: Тихо падает Тихо падают Тихо падаем Тихо падали - Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным. Наречие – неизменяемая часть речи. - У наречий нет окончания. Учащиеся работают с учебником, самостоятельно читают теоритический материал. - Наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже – признак предмета и отвечающая на вопросы: как? где? куда? откуда? насколько? и другие. Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. |
4.Организация воспроизведения – воспроизведение. (предложить воспроизвести своими словами, а классу установка: слушать внимательно и понять, что правильно, а что нет, согласитесь вы или нет) | - Для выполнения следующего задания, вам нужно воспользоваться Инструкцией№1; Алгоритм рассуждения - Ребята, как вы думаете, с какой целью я приготовила для вас эту инструкцию? - Сейчас я предлагаю вам воспользоваться раздаточным материалом, с которым нам предстоит работать. В первом, и во втором предложениях найдите и подчеркните наречия как члены предложения. | Учащиеся самостоятельно изучают (вспоминают) инструкцию. - Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия. (У доски работает ученик. Остальные учащиеся работают в тетради. Далее происходит проверка.) Выясняется, что в первом предложении слова «таинственно», «спокойно», «величественно» являются сказуемыми, выраженными краткими прилагательными. Учащиеся с помощью учителя по алгоритму рассуждения определяют, чем отличаются краткие прилагательные от наречий. |
4.Первичное закрепление (20 мин.) Цель этапа: Начать формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, отграничение языкового материала от похожих, употребление языкового явления в собственных высказываниях. Стадии данного этапа: 1.Анализ яз.яв. в тексте с одной деформацией. | - А теперь попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречие среди других частей речи. На ваших столах карточки с предложениями и бланк, если выделенное слово – наречие, то в клетку с соответствующим номером впишите букву Н, если не наречие – поставьте прочерк. В бланке из верно отмеченных предложений должна получиться цифра пять | Дети оценивают себя самостоятельно. |
2. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими несмешиваемыми деформациями (совершенствуем умение с данной орфограммой и добавляем новую, которая не похожа на изучаемую) | - Эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. Что такое фразеологизмы? - Я предлагаю вам воспользоваться раздаточным материалом. Карточка «Фразеологизмы», фразеологизмы могут быть заменены наречиями, такую работу мы сейчас попробуем выполнить. Вам нужно соединить в карточке фразеологизмы с наречиями и объяснить свой выбор. В случае затруднения вы можете воспользоваться «Словарем фразеологизмов» | Учащиеся дают ответ Ребята работают с фразеологизмами, в случае затруднения обращаются к словарю, комментируют по очереди свои ответы. |
3. Свободное письмо (составьте с этими словами с/с, предложение, текст) | - Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны наречия? - Давайте попробуем оживить данный текст. - Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 5) - Сравните свою работу с оригиналом текста. (Слайд 6) - Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий. | - Позволяют оживить нашу речь Выполняется самостоятельно. Зрительная повторная проверка по слайду 6 |
5.Итоги урока (2 мин.) | - Ребята, назовите ключевые слова сегодняшнего урока. - Как вы считаете, удалось ли нам сегодня добиться тех целей, которые мы поставили в начале урока. (Слайд 7) - С каким настроением вы покидаете урок? «Просигнальте», пожалуйста. | - Наречие. Учащиеся по слайду вспоминают цели урока и дают комментированный ответ о удачах (неудачах). (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика (смайлика)) |
6.Задавание на дом (3 мин.) | - Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Сейчас запишите домашнее задание. Спасибо за внимание. (Задание написано на доске) Обязательно: п.34 стр.91,92 знать определение. По выбору: Упр.219 (1-3 предложение), стр. 92 Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с наречиями. Составить 5-6 предложений с наречиями. | |
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2017. – 223с.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Мнемозина,2000. – 256с.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Старкевич. – М: Просвещение, 2012. – 144с.