Белякова Д. Ю.
Методист: Наумова Н.В.
Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание урока | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности (мотивация) Цель: включение в учебную деятельность | Приветствует. Настраивает на работу, проверяет готовность к уроку. Создает благоприятный эмоциональный настрой. | -Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку и тихонечко садитесь. - На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Мы как первооткрыватели! Сегодня объектом нашего исследования будет слово. Итак, ребята, откройте тетради, запишите дату, «Классная работа». На нашем сегодняшнем уроке я желаю вам успехов. | Приветствуют учителя. Записывают число и «Классная работа» |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебной действии. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности, возникновение проблемной ситуации. | Организует диалог. | -Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? (На доске открываю слова: прелестный, интересный, радостный.) Посмотрите на эти слова внимательно. -Давайте прочитаем эти слова орфографически. (хором читают) -А теперь орфоэпически? (как говорим) -Что вы услышали? (Не все звуки в словах произносятся) -Верно! | Отвечают на вопросы. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление учащимися места и причины затруднения | Организует диалог, подводящий к теме урока. | -Ребята, а кто знает как в русском языке называют такие согласные? (Непроизносимые согласные) -Может кто-то уже знает как проверять такие слова? -Предлагаю вам сегодня познакомиться с правилом написания этих слов. -Кто мне скажет как будет звучать тема нашего урока? («Правописание слов с непроизносимым согласным звуком») -Молодцы! | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Помогает составить план работы на уроке. | -Теперь давайте попробуем сформулировать, чему вы должны научиться на уроке? Составим план наших действий. Узнать, почему и какие чаще всего согласные звуки бывают непроизносимыми. Где в слове находится непроизносимый согласный звук Сформулировать правило о непроизносимом согласном звуке Пользуясь алгоритмом, научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными | Слушают учителя, предлагают свои формулировки цели деятельности на уроке |
5. Реализация построенного проекта | Организует диалог. | -Давайте откроем учебник на странице 117. - Прочитайте слова с непроизносимыми согласными из упр. 223 - Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв?(Непроизносимые звуки) - Какие звуки не произносятся?(Согласные) -Какие конкретно в данных словах? - Где в слове находится непроизносимый согласный? (В корне) - Давайте сверим свои выводы с правилом о непроизносимом согласном в учебнике. - Когда в корне может быть непроизносимый согласный?(Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных) - Выпишите в тетрадь выделенные буквосочетания и запомните их. СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ - Вы молодцы! - Устали? Давайте разомнемся. ФИЗМИНУТКА А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! | Выполняют упр. 223 учебника Делают выводы, сверяют свои выводы с теоретическим материалом учебника, извлекают необходимую информацию и, опираясь на нее, отвечают на вопросы учителя |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | . Вводит новое правило. Организует диалог . Помогает составить алгоритм работы. | - Давайте теперь выполним упр. 225 на стр.118. -В каких словах есть непроизносимый согласный звук? -В какой части слова он находится? (В корне) -Ребята, что вы заметили в этом упражнении? (пары однокоренных слов, в одном слове согласная слышится четко, в другом не произносится) -Какой мы сделаем вывод из этого упражнения? (Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный будет произноситься отчетливо) -Спишите эти слова в тетрадь, выделите корень, подчеркните непроизносимый согласный звук в проверяемом и в проверочном словах. -Ребята, давайте теперь прочитаем правило на стр.118 и сравним его с нашим выводом. -О чем нам говорит правило, что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук? (надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо) -Совпадает ли оно с нашим выводом из упражнения? -Давайте теперь составим алгоритм действий для работы со словами, в которых есть непроизносимый согласный звук. 1) есть ли в слове опасное сочетание нескольких согласных 2 )если да – подбираю родственное или меняю форму слова, чтобы сомнительное сочетание слышалось отчетливо; 3) если в проверочном слове сомнительный согласный слышится – пишу его и в проверяемом слове. | Выполняют упр. 225.Отвечают на вопросы. Знакомятся с правилом. Отвечают на вопросы. Составляют алгоритм работы. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: применение нового способа действия, самоконтроль, самопроверка | Контролирует выполнение задания. | -Теперь давайте поработаем самостоятельно. -У вас на столах лежат карточки с текстом. Вы должны вставить пропущенную букву в словах и подобрать к ним проверочное слово. (Вставь пропущенную букву, в скобках напиши проверочное слово. Чудес_ное настроение, прелес_ный цветок, чес-ный человек, праз_ничный обед, сахарный трос_ник, вкус_ный орех, прекрас_ная коллекция.) -А теперь давайте проверим. (ответы на слайде) -Те, кто не допустил ни одной ошибки могут поставить себе 5, у кого 1-2 ошибки – 4, у кого больше пусть пока ничего не ставят. | Выполняют задание. Производят самопроверку. |
8. Включение нового знания в систему знаний. | Организует диалог. Закрепляет правило. | -Ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним, что мы должны были сделать сегодня на уроке. Узнать, почему и какие чаще всего согласные звуки бывают непроизносимыми. Где в слове находится непроизносимый согласный звук Сформулировать правило о непроизносимом согласном звуке Пользуясь алгоритмом, научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными. -Мы достигли все пункты нашего плана? (да) -Давайте еще раз прочитаем правило. (стр. 118) -Молодцы! | Вспоминают план урока. |
Рефлексия. | Организует рефлексию. | -Вот и подошел к концу наш урок. -Давайте мы с вами оценим свою работу на уроке. - Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… -Молодцы! До новых встреч! | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. |