специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Учитель:Арженовская Е.И.
Методист: Сахно М.В.
- умение правильно писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия;
- развитие познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствую обучающихся, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. - Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Сергеевна, урок русского языка проведу у вас я. - я бы хотела начать с пословицы «Без русского языка не сколотишь и сапога» -Как вы понимаете значение пословицы? -Как вы думаете, почему важно изучать русский язык? - Начнем урок с дыхательной гимнастики. Помним, что мы сидим ровно, плечи не подымаем, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Упражнение «Вырасти большой» На счёт один вдохнуть воздух и произнести «а-а-а-х». На выдохе произнести «у-у-у-х»! - Смотрите на меня, повторяйте со мной! (Повторить 4-5 раз) Предлагает открыть тетради, записать число и классную работу. - Откройте тетради, запишите дату и классную работу как на доске. Покажите свою готовность. | Приветствуют учителя. -Эта пословица говорит нам о том, что мы здесь, на родине, не сможем полноценно заниматься никакими делами, не зная русского языка - Он поможет нам в будущей работе, мы будем знать много слов, развивать речь, память, уметь правильно и грамотно общаться и писать. Выполняют дыхательную гимнастику Оформляют тетради по образцу. Пятнадцатое марта Классная работа | Л2 - развитие мотивов учебной деятельности, положительное отношение к урокам русского языка. К1 – строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи; | Демонстрация Словесный метод (вопросы) Формирование готовности восприятия учебного материала Художественное слово Упражнение (дыхательная гимнастика) |
2. Актуализация опорных знаний | Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику Пальчиковая гимнастика «Компот» Будем мы варить компот - Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. Организует словарную работу у доски - Записываем слова, выделяем орфограмму, ставим ударение | Выполняют пальчиковую гимнастику Выполняют словарную работу Молоко́, обе́д, вокза́л, катало́г, го́род, телефо́н, оде́жда. | Л1 - навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; | Художественное слово (пальчиковая гимнастика) Словарная работа Работа у доски |
3. Организация познавательной деятельности. 3.1. Целеполагание | Подводит к теме урока. Совместно с обучающимися определяет цель урока. - Обратите внимание на слайд. Какой части речи слова. Что вы заметили необычного? Почему? Анастасия, Ангелина, Дмитрий, Барсик, Андрей, Джек, Рыжик. - На какие 2 группы делятся имена существительные? - Какие слова записаны с заглавной буквы? К какой группе они относятся? - А как вы думаете, как пишутся названия городов, рек, озер? Почему? - О чём мы будем говорить на уроке? - Какую цель поставим? | Слушают учителя, высказывают предположения по теме и цели урока. - Эти слова – имена существительные, они написаны с заглавной буквы. Потому что обозначают имена и клички. - Собственные и нарицательные - Собственные - предположения - О правописании названий городов, рек, озер - Научиться писать названия городов, рек и озер. | К1 – строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи; | Демонстрация Словесный метод (беседа) |
3.2 Открытие нового знания | Организует открытие нового знания Проводит гимнастику для глаз «Заяц» Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.) Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.) Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.) Глазки закрывает. (Глазки закрывают.) Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. - Откройте учебник на стр. 60 упр. 102. - Как вы думаете выделенные слова это собственные или нарицательные? Почему? - Какой мы можем сделать вывод? - Как можно назвать одним словом? - Географические названия. | Внимательно слушают учителя Выполняют гимнастику для глаз Открывают учебник, читают задание - Выделенные слова — это имена собственные, потому что обозначают название государств, рек, озер, островов. - Названия государств, рек, озер пишутся с заглавной буквы, потому что это имена собственные. ЕСЛИ ЗАТРУДНЯЮТСЯ ОБРАТИТЬСЯ К ПРАВИЛУ | К1 – строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи; | Художественное слово Упражнение (гимнастика для глаз) Словесный метод (беседа) Работа с книгой |
3.3. Первичное закрепление Физминутка | Организует закрепление нового материала. - Какое задание нужно выполнить? - Поработаем у доски с комментированием. Организует выполнение физминутки «Дружно встали» Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. (Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо (Поворот вправо) Оглядимся величаво. И налево надо тоже (Поворот влево) Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще (Поворот вправо) Через левое плечо. (Поворот влево) Наклонились влево, вправо, Получается на славу! | Внимательно слушают учителя, выполняют задание. - Нужно списать и подчеркнуть заглавную букву в именах собственных. Государство Россия, город Мурманск, гора Эльбрус, озеро Байкал, река Волга, улица Победы, остров Кипр, проспект Мира. Выполняют физминутку - Именительный падеж «кто?», «что?»; родительный падеж «кого?», «чего?»; дательный падеж – «кому?», «чему?». | Л1 - навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; Р1 - принимать, сохранять цель и учебную задачу учебной деятельности П1 -владеть навыками смыслового чтения текстов, извлекать необходимую информацию из текста; передавать устно или письменно содержание текста; | Беседа (словесный метод) Работа с книгой Практическая работа Работа у доски с комментированием Художественное слово |
3.4. Самостоятельная работа | Организует выполнение самостоятельной работы. -Сейчас, мы поработаем самостоятельно на карточках. Разделитесь на 1, 2 вариант. В задании вам нужно подчеркнуть букву, которую нужно поставить в слове. Пользуйтесь правилом и будьте внимательны! Организует самопроверку по эталону - Посмотрите на слайд, проверьте свои работы, исправьте ошибки. - Озвучивает критерии оценивания «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки - У кого нет ошибок, поднимите руку. У кого есть? Где? | Работают самостоятельно на карточках. I вариант Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове. Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии. Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. II вариант Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказ-ку о девочке (Д,д)юймовочке. Выполняют проверку по эталону. I вариант Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове. Книгу про Незнайку сочинил писатель Носов, который жил в России. Карлсон – житель Швеции, а Пятачок – Англии. Историю про грязнулю Федору знают все дети России. II вариант Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове. Волшебная сказка про Золушку пришла к нам из Франции. В маленькой стране Дании жил великий сказочник Андерсен, который написал прекрасную сказку о девочке Дюймовочке. | Р1 - принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Л2 - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке | Объяснение (словесный метод) Самостоятельная работа Самопроверка по эталону |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Организует повторение изученного материала. - Выполним упр. 103. Прочитайте задание и вопросы после текста. Что нужно сделать? - Давайте прочитаем текст - Как получил имя город Томск? Владимир? Гороховец? - Спишем последнее предложение. Подчеркнем заглавную букву в именах собственных. - Давайте сделаем вывод, почему Гороховец и Владимирской с заглавной буквы? ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. У вас на столах 2 карточки красного и зеленого цвета, когда я называю имя существительное собственное – вы показываете зеленую карточку, нарицательное – красную. Будьте внимательны. Река Лена, улица Ленина, много кошек, красивый тигр, озеро Байкал, хорошая погода, Москва. | Повторяют изученный материал. - В задании нужно ответить на вопрос как получил имя каждый из городов, узнать почему наш город так называется, списать любое предложение и подчеркнуть заглавную букву в именах собственных. Читают текст - Город Томск назван в честь реки Томь. Владимир назван в честь основателя города. Гороховец, потому что там были огромные посевы гороха. Город Гороховец во Владимирской области получил такое название потому, что в этой местности были огромные посевы гороха. - Потому что это имена собственные – обозначающие название государств, городов, и они всегда пишутся с заглавной буквы. - Зеленая карточка: река Лена, улица Ленина, озеро Байкал, Москва, - Красная карточка: много кошек, красивый тигр, хорошая погода. | Р1 - принимать и сохранять цель и учебную задачу; Л2 - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке П1 -владеть навыками смыслового чтения текстов, извлекать необходимую информацию из текста; передавать устно или письменно содержание текста; К1 – строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи; | Работа с книгой Словесный метод (беседа по тексту) Практическая работа Работа у доски с комментарием Игра Объяснение (словесный метод) |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует обобщающую беседу, самооценку учебной деятельности. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке. - Достигли её? - Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы? - Что относится к собственным? - Предлагаю оценить свою деятельность с помощью лесенки успеха. Поставьте галочку на 1 ступени – если вы закрепили тему, на уроке были активны; на 2 ступени – если на уроке вы затруднялись, требуется помощь учителя; на 3 ступени – если на уроке вы не поняли тему, требуется помощь учителя. Задаёт домашнее задание, проводит инструктаж. -Ребята откройте дневник, запишите домашнее задание: стр. 60 правило, упр. 103 (2). -До свидания! | Слушают учителя. - Узнать, на какие вопросы отвечает Д.п., с какими предлогами он употребляется. - Да - Собственные - Названия рек, озер, государств (географических названий). Оценивают свою деятельность при помощи лесенки успеха. Записывают домашнее задание, прощаются с учителем. | Р2 -воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, искать и находить средства их достижения К1 – строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи; | Словесный метод (обобщающая беседа) Самооценка учебной деятельности Объяснение Домашнее задание |