Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
Орг. Момент | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши? | Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог |
Мотивация к учебной деятельности | Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония. Петроний, древнеримский писатель, который учился у любого чему то хорошему: Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. - Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания вам пригодятся в жизни.) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Актуализация знаний | – Прочитайте слова, определите часть речи. Сочинять, решать, выражать, стараться. – Образуйте от них имена существительные. – Образуйте от них новые слова с помощью суффикса -ени-, -ани-. - К какой части речи относятся новые слова? (Сочинение, решение, выражение, старание.) – Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание которой надо запомнить. – В каких значениях может употребляться слово решение? Прочитайте примеры-подсказки. Трудно было прийти к окончательному решению (итогу). Наконец-то зачитали решение суда (постановление). Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи. Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла). – Составьте и запишите предложение со словом решение. Заполни «Мишень» исходя из уровня имеющихся по данной теме знаний от 0 до 10. Сделай выводы. |
Постановка проблемы | Разговор деловой или душевный. Обмен слушателями мнениями. - Угадайте слово (Беседа) - Подберите однокоренные слова - Подберите синоним - Только ли устную речь можно назвать беседой? - В каком случае письменную речь можно назвать беседой? – Послушайте два предложения. - Чем они различаются? - Чем они похожи? Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». – Сколько лиц в разговоре? - Можно ли назвать это беседой? – Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы? Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой речью. - Почему вам было трудно при первом чтении определить, кому принадлежат слова Автору или маме? - Как оформляется прямая речь на письме? - Как вы выполнили задание? - Почему возникло затруднение? (Потому что не знаем правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.) - Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью). | Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Постановка проекта выхода из проблемы | - Подумайте, что нужно сделать, чтобы научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? (Определить условия постановки знаков). - Давайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. - Какие будут шаги? Определить границы ПР и СА Определить, сколько предложений включает ПР Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске Определить есть ли прямая речь Вспомнить правило оформления прямой речи. | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Реализация проекта | Нахождение прямой речи и слов автора. Наблюдение по учебнику (упр. 83). – Кто автор этих стихотворных отрывков? – Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки. – Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.) Чтение определения. Оно записано на доске. Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. – Прочитайте в предложениях только прямую речь. – Почему эта речь получила такое название? – Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.) - Такие слова называются словами автора. – Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.) Работа над определением. – Прочитайте определение в рамке (с. 84). – Назовите ключевые слова. – Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).] – Задайте вопрос к каждой части. – В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? (Во второй части.) Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. - Прочитайте текст. Укажите предложения с ПР. Найдите ошибки в постановке знаков препинания в ПР. Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!»: крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик» – Закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок (Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок) |
Первичное закрепление с проч. во внешней речи | – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.) – Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.) - Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85). – О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.) – Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.) – Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.) | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сам. Работа с проверкой по эталону | Задание на карточке: - Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. И чайник шепнул утюгу Я дальше идти не могу. И заплакали блюдца Не лучше ль вернуться? - Поставьте недостающие знаки препинания при оформлении прямой речи. И сказала скалка: Мне Федору жалко. И сказала чашка «Ах, она бедняжка!» - А кто напомнит нам, из какого произведения эти строки и кто автор? (К.И.Чуковский «Федорино горе».) - Поменяетесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу, опираясь на доску - Поставьте оценку: ни одной ошибки 5; одна ошибка 4; две ошибки 3; больше трех ошибок, то вам надо дома повторить правило расстановки знаков препинания. |
Включение в систему знаний | Придумайте и запишите по 2 предложению с обращением. Обращение в начале предложения; Обращение в середине предложения; Обращение в конце предложения. | |
Итог | Какова была тема урока? Какую цель мы ставили на уроке? Смогли ли мы ее достичь? Какими знаниями мы пользовались? Что мы закрепляли, что отрабатывали? Напомните мне тему нашего сегодняшнего урока. (Предложения с прямой речью). Что же такое прямая речь? Из чего состоит предложение с прямой речью? | Личностные УУД: смыслообразование |
Рефлексия | Оцените свою деятельность на уроке. Какие задания вы выполнили с легкостью? Какое задание показалось сложным? На какую оценку вы выполнили работу? Над чем вам нужно еще работать (Выставление оценок) Заполни «Мишень» (другим цветом, в отличии от мишени начала урока) исходя из уровня, полученных на уроке знаний. Сравни «Мишень» в начале урока. Сделай выводы. | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |