Технологическая карта урока русского языка в 7 классе МБОУ «СОШ» с.Айкино (учитель Тырина Ирина Леонидовна)
Тема: | Что такое причастие |
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Цель: | Формирование системы знаний о лингвистическом понятии «Причастие» |
Задачи: | 1.Формировать новый способ деятельности, заключающийся в умении опознавать причастия в речи, отличать их от имен прилагательных, для выработки понятия о важности овладения данным знанием с целью дальнейшего применения в устной и письменной речи. 2.Развивать аналитическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку рения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью 3.Воспитывать интерес к изучению родного языка, культуру труда, коммуникативную культуру |
Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность ученика: | время |
Организа ционный этап | Подготовить учащихся к работе на уроке | Собраться, настроиться на работу | 1мин |
Этап актуализации знаний | Задача: проверить уровень знаний учащихся о морфологических признаках и синтаксической роли имён прилагательных и глаголов. На доске записаны предложения: На ветке дерева колышется желтый лист. Желтеет березовый лист. Наблюдаю за желтеющим листом. Задания для учащихся: 1.объяснить подчеркнутые орфограммы (устно). 2. Выписать из предложений однокоренные слова в таблицу. 3.Определить их морфологические признаки и роль в предложении. | Задача: закрепить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имён прилагательных и глаголов. УУД: 1.Умение применять теоретические знания на практике. 2.Умение корректировать свою работу. 3.Умение оценивать собственную деятельность и деятельность других. Предполагаемый результат: желтый | желтеет | желтеющим | Прилагательное, отвечает на вопрос – какой? Обозначает признак предмета. | Глагол, отвечает на вопрос – что делает? Обозначает действие предмета. | | Качественное, полное, ед.ч, м.р., И.п. | Несов.в., невозвр., неперех., 1спр., изъяв.н., наст.вр, ед.ч., 3л. | | определение | сказуемое | | | 7 мин. |
Этап постановки учебной проблемы | Создание учебной ситуации Задача: вызвать у учащихся ситуацию интеллектуального затруднения для появления у учащихся мотивации к познавательной деятельности (для этого проводится пропедевтика понятия «причастие») Учитель: Что вы можете сказать о слове желтеющим? Учитель: Вы все верно отметили и предположили. Давайте вместе сформулируем проблему нашего урока, которую мы должны решить. | Задача: понять значимость изучаемой на уроке темы УУД: 1.Интерес к новому 2.Выделение и формулирование познавательной цели 3.Выдвижение гипотез и проверка их методом проб и ошибок. Учащиеся предполагают, что желтеющим – это причастие (отталкиваясь от записанной темы урока). Они могут задать вопрос – каким? И говорят, что это слово тоже называет признак предмета. Можно определить у него число, род, падеж, а в предложение оно выполняет роль определения. Предполагаемый результат: Узнать какая часть речи называется причастием, чем причастие отличается от глагола и прилагательного, обозначить морфологические признаки причастия. | 3 мин. |
Этап усвоения новых знаний | Задача: дать учащимся первое представление о причастии как самостоятельной части речи Учитель обращает внимание учащихся на разницу признаков, обозначенных словами желтый и желтеющий, говорит о статичности признака, который называет прилагательное, и меняющемся во времени признаке, который обозначен причастием. Обсуждаем вместе, какой синтаксической конструкцией может быть заменено слово желтеющий и от какого слова образовано это причастие. Учащимся формулируется определение причастия. Называются его морфологические признаки. | Задача: понять особенность причастия как части речи, узнать о ее морфологических признаках УУД: 1. Умение определять цель предстоящей учебной деятельности. 2.Умение работать с текстом 3.Умение выделять область знаемого и незнаемого Предполагаемый результат: Учащиеся заполняют таблицу . желтый | желтеет | Желтеющим | Прилагательное, отвечает на вопрос – какой? Обозначает признак предмета. | Глагол, отвечает на вопрос – что делает? Обозначает действие предмета. | Причастие, отвечает на вопрос – каким? Обозначает проявляющийся во времени признака предмета по действию. | Качественное, полное, ед.ч, м.р., И.п. | Несов.в., невозвр., неперех., 1спр., изъяв.н., наст.вр, ед.ч., 3л. | Несов.в., наст.вр., ед.ч., м.р., Т.п. | определение | сказуемое | определение | | 10 мин. |
Этап первичного закрепления нового материала | Задача: установить, усвоено или нет учащимися, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы Учитель: Теперь поработаем с текстом, попытаемся запомнить алгоритм, который поможет вам находить в тексте причастия. Выполним упр.76 учебника. Учитель объясняет алгоритм: внимательно прочитать предложение. Обозначить грамматическую основу предложения, определить, чем выражено подлежащее и сказуемое. Найти в предложении слова, которые отвечают на вопрос какой? Определить, от какой части речи образовано слово, можем ли заменить его оборотом который+глагол. | Задача: систематизировать теоретический материал для понимания основных признаков причастия как части речи. УУД: 1. Умение работать с текстом 2.Умение применять новое знание на практике 3.Умение приходить к общему решению в совместной деятельности. Предполагаемый результат: Учащиеся выписывают из текста причастия с существительными, обозначают морфологические признаки причастия. | 10 мин |
Этап самостоятельной работы. | Задача: Закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы 1. На партах карточки с текстом, из которого нужно выписать причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Около костра было тепло, светло и уютно. Но там, дальше, куда не достигал освещенный колеблющийся круг, там ночь стала непроницаемо черной, и временами до нас доносилось её холодное, сырое дыхание. Обступившие нас вокруг деревья слились в одну сплошную, темную – темнее ночи – живую толпу, точно со всего света сбежались ночные тени и с любопытством глядели сверху, покачиваясь и перешептываясь. Иногда на мгновенье выделялся из этого заколдованного круга голый прямой ствол сосны, внезапно облитый красноватым светом, но тотчас же пугливо прятался в густую толпу ночных призраков. 2. Учащиеся должны проанализировать одно причастие, заполнив таблицу: Прич+ сущ | Глагол , от которого образовано | Признаки глагола | Признаки прилагательного | вид | время | возвр | число | род | падеж | | | | | | | | | | Задача: проверить свой уровень знаний по теме, изученной на уроке. Способ действия: индивидуальная работа УУД: 1.Сформированность действий Предполагаемый результат: Освещённый и колеблющийся круг Обступившие деревья Заколдованный круг Облитый ствол Предполагаемый результат: 2. Прич+ сущ | Глагол , от которого образовано | Признаки глагола | Признаки прилагательного | вид | врем | возвр | число | род | падеж | Освещённый круг | освещать | Несов. | Прош. | Невозвр. | Ед.ч. | М.р. | Им. | | 5 мин. |
Рефлексия | Задача: дать уч-ся возможность для оценки полученных результатов на уроке. Описание задания: вопросы учителя -Насколько сложно было работать на уроке? -Что нового узнали во время занятия? -Как вы оцените своё участие в работе на уроке? | Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний УУД: 1.Построение выводов 2.Осознание своих возможностей 3.Умение оценивать собственную деятельность. Предполагаемый результат: Ребята отвечают на вопросы, используют для ответа материал учебника п.12, аргументируют свою точку зрения | 3 мин. |
Домашнее задание. Комментарии по его выполнению | Задача: Сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Дома учащимся предстоит выполнить у.77. | Задача: научиться осознанно читать задания УУД: умение работать с информацией Предполагаемый результат: Дети читают задание, затем своими словами проговаривают его и в случае затруднения задают вопросы, обращают внимание на то, что оно идентично тому заданию , что выполнялось на уроке | 1 мин. . |
| Результат: Осознают понятие «причастие» (предметные) Умеют работать с информацией, содержащейся в заданиях к учебникам (метапредметные) Осознают необходимость закрепления полученных знаний (личностные) | |