ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Тема урока | Смысловые отношения между частями ССП |
Цели: | расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении, углубляя и совершенствуя пунктуационные навыки; научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть сложносочиненные предложения с разными структурными элементами. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; стимулировать и развивать мыслительные процессы, познавательную активность; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность. |
Прогнозируемые результаты: | учащиеся знают сочинительные союзы, умеют определять тип смысловых отношений между частями ССП, могут объяснить тип смысловых отношений между частями ССП в зависимости от средства связи |
Оборудование: | РМ |
Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие учащихся. Создание эмоционального настроя. | Приветствуют учителя. |
Лингвистическая разминка. | 1. Словарный диктант (взаимопроверка по образцу). Артиллерия, винегрет, конфорка, палисадник, реверанс, сельдерей, увертюра, хрестоматия, интеллигенция, обаяние, обоняние, периферия, феномен, фразеология, хризантема, досуг, квартал, тефтели. 2. Грамматическое задание. Расставить в словах ударения, прокомментировать. | Записывают словарные слова под диктовку, осуществляют взаимопроверку по образцу, расставляют в словах ударения. |
Актуализация изученного материала. | Групповая работа. Установите соответствия Простые предложения - | …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом. | Сложные предложения - | … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. | Сложносочинённые предложения - | …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. | Сложноподчинённые предложения - | … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. | Бессоюзные предложения - | … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. | - Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы? 2. Индивидуальная дифференцированная работа. Задание на «3». Восстановите схему. С ЛОЖНОЕ ….. бессоюзное …………………… С ложносочиненное ….. ……………….. …………… Определите вид сложного предложения. 1) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов). Задание на «4». По вариантам. Рабочий лист 1 Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики. Рабочий лист 2 Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет! Рабочий лист 3 Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение … выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах. Рабочий лист 4 Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение. … бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь. Задание на «5». а) придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами; б) составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,... Или надо было ехать на юг, в) составьте предложения с союзом да — соединительным и союзом да - противительным. | Устанавливают соответствия. Выполняют задания дифференцированно. Осуществляют взаимопроверку в группе |
Работа по теме урока. | Актуализация опорных знаний. - Вспомните, какие смысловые отношения могут выражать сочинительные союзы в сложносочиненном предложении. Пользуясь данными примерами, определите смысловые отношения между частями сложного предложения. 1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький). 2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров). 3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев). Осмысление дополнительного материала. - Определите в данном тексте новую информацию. Прокомментируйте её. Смысловая связь простых предложений, объединённых в сложное, различна. Они могут объединять: различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шёл бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла; явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (А. Пушкин). В этом случае перестановка предложений невозможна. Простые предложения в составе сложносочинённого могут обозначать: временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. Бианки). (ср.: Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять); причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К. Симонов); результат того, о чём говорилось в первом предложении: Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пушкин). Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления: Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, тоже подобную сказке (М. Горький). Союзы тоже и также стоят всегда внутри второго предложения. Союз также имеет два значения: 1) уподобления, при котором он синонимичен союзу тоже: Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев); 2) присоединения добавочных сведений: На праздник в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также и из других государств. Здесь также равно по значению кроме того. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной. Практическое упражнение. Работа в группах. Задание. записать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения. 1-я группа. 1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.) (Одновременность действия.) 2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.) (Чередование явлений.) 3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.) 4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.) (Отношения сопоставления.) 2-я группа. 1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.) (Отношения противопоставления.) 2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.) (Отношения сопоставления.) 3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.) (Отношения взаимоисключения) 4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов.) (Причинно-следственное значение.) 3-я группа. 1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.) 2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)(Последовательность действий.) 3. Сказал бы словечко, да волк недалеко. (Пословица.) (Отношения противопоставления.) 4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.) (Причинно-следственное значение подчеркивается обстоятельством причины потому.) | Вспоминают теоретический материал прошлого урока. Читают дополнительный теоретический материал, выявляют новую информацию. Выполняют практическое упражнение в группах. Проверка – прием «Карусель». Взаимооценивание по критериям: «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - более 2 ошибок |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Рефлексия «Все в твоих руках». | На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. - Большой – вспомнил... - Указательный – повторил... - Средний – изучил... - Безымянный – научился - Мизинец – испытал затруднения... |
Домашнее задание. | Продвинутый уровень. Опишите картину «Золотая осень» Левитана, используя сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. Определите смысловые отношения. Достаточный уровень. Упражнение Определите смысловые отношения. | Записывают домашнее задание. |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА
Актуализация изученного материала.
Групповая работа. Установите соответствия
Простые предложения - | …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом. |
Сложные предложения - | … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. |
Сложносочинённые предложения - | …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. |
Сложноподчинённые предложения - | … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. |
Бессоюзные предложения - | … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. |
- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы?
Работа по теме урока.
Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, какие смысловые отношения могут выражать сочинительные союзы в сложносочиненном предложении. Пользуясь данными примерами, определите смысловые отношения между частями сложного предложения.
1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).
2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).
3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).
Осмысление дополнительного материала.
- Определите в данном тексте новую информацию. Прокомментируйте её.
Смысловая связь простых предложений, объединённых в сложное, различна. Они могут объединять:
различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шёл бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла;
явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (А. Пушкин). В этом случае перестановка предложений невозможна.
Простые предложения в составе сложносочинённого могут обозначать:
временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. Бианки). (ср.: Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять);
причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К. Симонов);
результат того, о чём говорилось в первом предложении: Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пушкин).
Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления: Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, тоже подобную сказке (М. Горький).
Союзы тоже и также стоят всегда внутри второго предложения. Союз также имеет два значения: 1) уподобления, при котором он синонимичен союзу тоже: Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев);
присоединения добавочных сведений: На праздник в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также и из других государств. Здесь также равно по значению кроме того. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.
Практическое упражнение. Работа в группах.
Задание. записать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения.
1-я группа.
1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.)
2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.)
3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.)
4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.)
2-я группа.
1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.)
2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.)
3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.)
4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов)
3-я группа.
1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.)
2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)
3. Сказал бы словечко, да волк недалеко. (Пословица.)
4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Рефлексия «Все в твоих руках».
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – вспомнил...
- Указательный – повторил...
- Средний – изучил...
- Безымянный – научился
- Мизинец – испытал затруднения...
Индивидуальная дифференцированная работа.
Задание на «3».
Восстановите схему.
С
ЛОЖНОЕ
.
.… бессоюзное
Сложносочиненное ………..
…. …. …………...
Определите вид сложного предложения.
Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).
Задание на «4». По вариантам.
Рабочий лист 1
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.
Рабочий лист 2
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.
Индивидуальная дифференцированная работа.
Задание на «3».
Восстановите схему.
С
ЛОЖНОЕ
…
.. бессоюзное
Сложносочиненное …....
…. …. ……..….
Определите вид сложного предложения.
Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).
Задание на «4». По вариантам.
Рабочий лист 1
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.
Рабочий лист 2
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!
Рабочий лист 3
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение
… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.
Рабочий лист 4
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение.
… бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь.
Задание на «5».
а) придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;
б) составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу:
То завыл ветер,...
Или надо было ехать на юг,
в) составьте предложения с союзом да — соединительным и союзом да - противительным.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!
Рабочий лист 3
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение
… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.
Рабочий лист 4
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни. Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение.
… бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь.
Задание на «5».
а) придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;
б) составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу:
То завыл ветер,...
Или надо было ехать на юг,
в) составьте предложения с союзом да — соединительным и союзом да - противительным.