СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка»

Технология «День единого текста»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе


учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Свотнева Светлана Ивановна

Тема урока

Обобщение знаний об имени прилагательном

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок-исследование; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, работа с текстом.

Цель урока

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи на основе обобщения в ходе совместной деятельности

Задачи урока

Предметные:

Ученик научится:

- находить в тексте имена прилагательные;

- определять грамматические признаки имен прилагательных;

- устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным;

- применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных;

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать синонимы, антонимы.

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать;

- строить алгоритм действий, работать по алгоритму.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения в сотрудничестве;

- работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера;

- работать в группе, договариваться и приходить к общему решению.

Личностные:

- положительная мотивация к школе, к обучению;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Педагогические технологии

Технология деятельностного подхода,

формирующего оценивания

Оборудование

Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), презентация, учебник с приложением на электронном носителе С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Русский язык. 4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2019, листы с текстом «Наш город-сад», карточки-схемы «Роли в группе», карточки-инструкции, «Карточка-помощник» для индивидуальной работы, лист самооценки «Моя дорожка успеха», стикеры для самооценки

Организационная структура урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты

1. Организационный

Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку.



Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место.



Личностные:

формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других

2.

Мотивация учебной деятельности


Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.


- Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна! (З.Александрова)

- Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по родному краю и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.

Я желаю вам, ребята, чтобы наш урок подарил всем радость общения друг с другом, принес много нового и интересного. Нам понадобятся все ваши знания, инициатива, активность и умение слушать своих товарищей.

- Оценить свою деятельность на уроке вам поможет лист самооценки «Моя дорожка успеха» по известным вам критериям.

Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность.


Объясняют смысл выражения, отвечают на вопрос.


Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».


Личностные:

- прививать интерес к познавательной деятельности;

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из таблицы.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу.

3.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений


Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта.


- Соберите пословицы, разрезанные на части.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Береги землю родимую, как мать любимую.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
В родном краю сокол, в чужом – ворона.
Дым отечества светлее чужого огня.
- Что объединило эти пословицы?

(Тема «Родина»)


Демонстрируют знания, умения по теме.


Работают в группах. Выполнив задания, соединяют руки в группе.
























Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

- использовать и обогащать личный опыт учеников;

- развивать познавательную активность учащихся.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять пробные учебные действия.

4.

Постановка учебной задачи, цели деятельности


Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.

- Слова какой части речи чаще всего встретились в этих пословицах?

(Слова, которые являются именами прилагательными)

- Сможете назвать тему нашего урока?

(Тема нашего урока – имя прилагательное)

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

(Обобщить знания об имени прилагательном)

- Каковы же задачи? Что мы будем делать для достижения цели урока? (Вспомним: определение, грамматические признаки, правописание окончаний, оценим себя)


Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания.


Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.


Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».


Личностные:

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- использовать и обогащать личный опыт учеников.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать реализацию целей и задач.

5.

Обобщение и систематизация знаний


Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организует групповую работу.

Задание №1

- Какой темой были объединены пословицы в начале урока?

А для многих из нас малой родиной является город Мичуринск. Предлагаю вам прочитать текст «Наш город – сад».

Работа в группах:

1-я группа: Определите и запишите основную мысль текста.

2-я группа: Запишите и задайте вопрос, который поможет определить, насколько точно одноклассники поняли содержание текста.

3-я группа: Запишите, как вы понимаете значение слова «успешные» (последний абзац).

4-я группа: Замените слово «мудрые» из четвертого абзаца синонимом. Запишите это слово.

(Памятка «Правила работы в группах»)

Проверка работы. Листы самооценки. Какое умение оцениваем?


Читают текст.

Выдвигают гипотезы по проблеме, вызвавшей затруднения.


Отвечают на вопросы.






Объединяются в группы, договариваются и распределяют роли в группе с помощью памятки «Роли в группе».



Представляют результаты работы группы с помощью алгоритма «Результаты работы нашей группы».


Отвечают на вопросы, формулируют выводы.


Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».


Личностные:

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;

- развивать познавательную активность учащихся.

Познавательные УУД:

- выдвигать предположения;

- структурировать знания;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- контролировать действия партнёра;

- строить монологическое высказывание;

- осуществлять работу в группе.

Регулятивные УУД:

- планировать свою учебную деятельность;

- определять способы выхода из затруднения;

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль.

6.

Самостоятельная работа и проверка по эталону


Проводит работу по самостоятельному применению знания каждого учащегося.

Задание №2

- Из текста «Наш город – сад» выписать прилагательные и определить число, род, падеж.

Работа в группах. Задания для групп:

1-я группа: из второго абзаца

2-я группа: из третьего абзаца

3-я группа: из четвертого абзаца

4-я группа: из последнего абзаца

(Памятка «Как определить род, число, падеж имен прилагательных»)

Проверка работы. Листы самооценки. Какое умение оцениваем?

Самостоятельно выполняют задание.


Слабоуспевающие пользуются «Карточкой-помощником».


Выполняют взаимопроверку по эталону.


Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха».


Личностные:

- формировать адекватную самооценку;

- использовать и обогащать личный опыт учеников.

Познавательные УУД:

- использовать схемы для выполнения задач.

Коммуникативные УУД:

- строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществлять взаимоконтроль. Регулятивные УУД:

- включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий.

7.

Итог урока


Подводит итог урока, организует итоговое задание.

- Какие грамматические категории имени прилагательного повторили?
- Какое главное для каждого из нас слово очень часто звучало на уроке? (Родина, Мичуринск).

- Мичуринск ... Родной наш город. Что для меня и для каждого, живущего в нем, значат эти слова?

- Родная улица, родной дом, родная школа, даже красивое дерево, мимо которого я хожу каждый день, дорого мне.

- Я предлагаю вам творческое задание: опираясь на текст «Наш город – сад», придумать или выписать имена прилагательные, характеризующие наш город, его историю и жителей.

Творческий прием РКМ «Круги по воде»

М – прилагательное ед. ч., Р.п., с.р.

И – прилагательное мн. числа

Ч – прилагательное с окончанием –ых

У – прилагательное с окончанием –ые

Р – прилагательное мн.ч., Т.п.

И – прилагательное, характеризующее наших земляков: художников, актеров, певцов, литераторов и военачальников

Н – прилагательное с.р., описывающее время

С – прилагательное, характеризующее историю нашего города

К - прилагательное, характеризующее наш город в 19 веке с экономической точки зрения

Отвечают на вопросы.


Подводят итог своей деятельности на уроке.



Личностные:

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.