Тема урока | Обобщение знаний об имени прилагательном |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения | Урок-исследование; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность; метод эвристических, проблемных вопросов, исследовательский, метод сравнения, обращение к опыту учащихся, работа с текстом. |
Цель урока | Формирование учебно-познавательного интереса к изучению имени прилагательного как части речи на основе обобщения в ходе совместной деятельности |
Задачи урока | Предметные: Ученик научится: - находить в тексте имена прилагательные; - определять грамматические признаки имен прилагательных; - устанавливать связь в словосочетании прилагательного с существительным; - применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных; Ученик получит возможность научиться: - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать синонимы, антонимы. Метапредметные: Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять анализ с выделением существенных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать; - строить алгоритм действий, работать по алгоритму. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - учитывать разные мнения в сотрудничестве; - работать в паре, выполнять взаимопроверку, контролировать действия партнера; - работать в группе, договариваться и приходить к общему решению. Личностные: - положительная мотивация к школе, к обучению; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Педагогические технологии | Технология деятельностного подхода, формирующего оценивания |
Оборудование | Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), презентация, учебник с приложением на электронном носителе С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Русский язык. 4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2019, листы с текстом «Наш город-сад», карточки-схемы «Роли в группе», карточки-инструкции, «Карточка-помощник» для индивидуальной работы, лист самооценки «Моя дорожка успеха», стикеры для самооценки |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты |
1. Организационный | Создает эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на учебную деятельность, организуют рабочее место. | Личностные: формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других |
2. Мотивация учебной деятельности | Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор… Родина бывает разная, Но у всех она одна! (З.Александрова) - Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по родному краю и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает. Я желаю вам, ребята, чтобы наш урок подарил всем радость общения друг с другом, принес много нового и интересного. Нам понадобятся все ваши знания, инициатива, активность и умение слушать своих товарищей. - Оценить свою деятельность на уроке вам поможет лист самооценки «Моя дорожка успеха» по известным вам критериям. | Настраиваются на предстоящую работу в классе, понимают необходимость включения в учебную деятельность. Объясняют смысл выражения, отвечают на вопрос. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - прививать интерес к познавательной деятельности; -создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; Познавательные УУД: - извлекать информацию из таблицы. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу. |
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта. - Соберите пословицы, разрезанные на части. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Береги землю родимую, как мать любимую. Кто за Родину горой, тот истинный герой. В родном краю сокол, в чужом – ворона. Дым отечества светлее чужого огня. - Что объединило эти пословицы? (Тема «Родина») | Демонстрируют знания, умения по теме. Работают в группах. Выполнив задания, соединяют руки в группе. | Личностные: - формировать адекватную самооценку; - использовать и обогащать личный опыт учеников; - развивать познавательную активность учащихся. Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять пробные учебные действия. |
4. Постановка учебной задачи, цели деятельности | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. - Слова какой части речи чаще всего встретились в этих пословицах? (Слова, которые являются именами прилагательными) - Сможете назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока – имя прилагательное) - Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (Обобщить знания об имени прилагательном) - Каковы же задачи? Что мы будем делать для достижения цели урока? (Вспомним: определение, грамматические признаки, правописание окончаний, оценим себя) | Определяют тему урока, формулируют и осмысливают цель урока, определяют задачи урока, границы знания и незнания. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - использовать и обогащать личный опыт учеников. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач. |
5. Обобщение и систематизация знаний | Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организует групповую работу. Задание №1 - Какой темой были объединены пословицы в начале урока? А для многих из нас малой родиной является город Мичуринск. Предлагаю вам прочитать текст «Наш город – сад». Работа в группах: 1-я группа: Определите и запишите основную мысль текста. 2-я группа: Запишите и задайте вопрос, который поможет определить, насколько точно одноклассники поняли содержание текста. 3-я группа: Запишите, как вы понимаете значение слова «успешные» (последний абзац). 4-я группа: Замените слово «мудрые» из четвертого абзаца синонимом. Запишите это слово. (Памятка «Правила работы в группах») Проверка работы. Листы самооценки. Какое умение оцениваем? | Читают текст. Выдвигают гипотезы по проблеме, вызвавшей затруднения. Отвечают на вопросы. Объединяются в группы, договариваются и распределяют роли в группе с помощью памятки «Роли в группе». Представляют результаты работы группы с помощью алгоритма «Результаты работы нашей группы». Отвечают на вопросы, формулируют выводы. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам его усвоения; - использовать и обогащать личный опыт учеников; - развивать познавательную активность учащихся. Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - структурировать знания; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - работать по алгоритму. Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание; - осуществлять работу в группе. Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль. |
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону | Проводит работу по самостоятельному применению знания каждого учащегося. Задание №2 - Из текста «Наш город – сад» выписать прилагательные и определить число, род, падеж. Работа в группах. Задания для групп: 1-я группа: из второго абзаца 2-я группа: из третьего абзаца 3-я группа: из четвертого абзаца 4-я группа: из последнего абзаца (Памятка «Как определить род, число, падеж имен прилагательных») Проверка работы. Листы самооценки. Какое умение оцениваем? | Самостоятельно выполняют задание. Слабоуспевающие пользуются «Карточкой-помощником». Выполняют взаимопроверку по эталону. Оценивают с помощью листа самооценки «Моя дорожка успеха». | Личностные: - формировать адекватную самооценку; - использовать и обогащать личный опыт учеников. Познавательные УУД: - использовать схемы для выполнения задач. Коммуникативные УУД: - строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - осуществлять взаимоконтроль. Регулятивные УУД: - включать новый способ действия в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий. |
7. Итог урока | Подводит итог урока, организует итоговое задание. - Какие грамматические категории имени прилагательного повторили? - Какое главное для каждого из нас слово очень часто звучало на уроке? (Родина, Мичуринск). - Мичуринск ... Родной наш город. Что для меня и для каждого, живущего в нем, значат эти слова? - Родная улица, родной дом, родная школа, даже красивое дерево, мимо которого я хожу каждый день, дорого мне. - Я предлагаю вам творческое задание: опираясь на текст «Наш город – сад», придумать или выписать имена прилагательные, характеризующие наш город, его историю и жителей. Творческий прием РКМ «Круги по воде» М – прилагательное ед. ч., Р.п., с.р. И – прилагательное мн. числа Ч – прилагательное с окончанием –ых У – прилагательное с окончанием –ые Р – прилагательное мн.ч., Т.п. И – прилагательное, характеризующее наших земляков: художников, актеров, певцов, литераторов и военачальников Н – прилагательное с.р., описывающее время С – прилагательное, характеризующее историю нашего города К - прилагательное, характеризующее наш город в 19 веке с экономической точки зрения | Отвечают на вопросы. Подводят итог своей деятельности на уроке. | Личностные: - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. |