II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Тема нашего урока: «Работа с картиной Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”. Устное сочинение». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Формировать представление о понятии информация. Выполнять подведение под понятие. Демонстрировать выполнение пробного учебного действия |
III. Изучение нового мате- риала. Работа по учебнику (часть 2). Упражнение 21 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Найдите в «Музейном Доме» картину Валентина Серова «Портрет Мики Морозова». – Как вы думаете, что это за имя – «Мика»? Можете уточнить это на странице 48. – Подходит ли оно мальчику? – Сколько, на ваш взгляд, ему лет? (От 4 до 6.) – Какие детали на картине помогли вам определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик, на подушки, которые его окружают. – Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток: художник пишет Мику утром? Днем? Вечером? – Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать? – Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу? – Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный? – Рассмотрите внимательно лицо мальчика. Что можно сказать о характере мальчика по выражению его лица? Он кажется бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный? Или он ничем не может себя занять? – Как вы думаете, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться? – Помните ли вы себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на вас в раннем детстве или нет? Расскажите о Мике Морозове по тому плану, который задан порядком вопросов в учебнике. Читайте только вопросы на цветном фоне и постарайтесь ответить на них самостоятельно | Учащиеся рассматривают картину, отвечают на вопросы, высказывают разные предпо- ложения. Анализируют позу и внешность мальчика. – Мика – это имя Миша. Мика – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета. – Поскольку мальчик еще мал, ему подходит такое уменьшительно-ласкательное, домашнее имя. – Мальчик маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветастыми мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность. – Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном. – Мальчик сидит в кресле на краешке, и, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть. – Живость есть уже в самой позе Мики, в том, как растрепаны волосы. – По выражению лица мальчика можно сказать, что Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. – Это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением и умением слушать | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 22 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте начало рассказа Антона Чехова «Гриша». – Это текст-описание или текст-повествование? – Какова цель этого текста? Автор рассказывает только о том, как выглядит Гриша, или еще о чем-то? – Какие слова и выражения передают то, что Гриша чувствует? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Это текст-описание. – Автор рассказывает только о том, как выглядит Гриша, какой у него характер, что он чувствует. – Слова и выражения последней части передают то, что Гриша чувствует | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции. Оценивать свои достижения, осознавать трудности |
Упражнение 23 | – Прочитайте текст. – Вам уже знаком этот сказочный герой? – Какие слова и выражения в этом тексте помогают представить его внешность? Прочитайте их. – Какие слова и выражения говорят о характере Карлсона? – Почему автор называет Карлсона «не совсем обыкновенным существом»? Расскажите подробно о чудесной способности Карлсона. – Постарайтесь коротко пересказать этот текст. – Кто ваш любимый сказочный герой? Расскажите о нем так, чтобы получился текст-описание. – Начтите свой рассказ так: «Чиполлино – это герой сказки…». Или «Чебурашка – это…». Расскажите, кто он такой, как выглядит, какой у него характер? | – Карлсон – это маленький толстенький человечек. На животе у него кнопка, за спиной моторчик с пропеллером. Он живет в маленьком домике, на крыше. Его домик спрятан за большой дымовой трубой одного из шведских домов. Карлсон любит летать, шалить. Это самоуверенный человечек, выдумщик, любознательный, важный, любит шалости, но боится ответственности, сластена. Учащиеся составляют примерный план: 1. Как зовут героя? 2. Описание внешности (портрет). 3. Где живет герой? 4. Любимые занятия. 5. Характер героя. 6. Отношение автора к герою. 7. Мое отношение к герою. – Чиполлино – маленького роста, с зелеными глазами. На голове у него пучок зеленых волос, одевается он скромно, так как живет в большой семье, и у них нет денег, чтобы одеваться богато. Он очень много путешествует по земле, а до своего странствования жил в деревянной хибарке, размером чуть больше ящика. Когда кум Тыква рассказал ему о мастере Виноградинке и о его мастерстве сапожника, Чиполлино заинтересовался этой работой и стал хорошим помощником. Он старается всегда быть веселым, не падать духом. Еще Чиполлино справедливый, с чувством юмора, добрый. Автор относится к герою очень хорошо. Он волнуется за Чиполлино, жалеет его, помогает в трудные минуты. Мне симпатичен этот герой тем, что он поступает по справедливости. Доброта к другим и взаимовыручка заставляют относиться к нему с еще большим уважением |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – C каким произведением искусства вы познакомились? – Какое задание было самым интересным и почему? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют признаки текста-описания. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор | Отслеживать цель учебной деятельности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения |