Технологическая карта урока русского языка на тему «Личные местоимения 1,2,3 лица»
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
- классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Личные местоимения 1,2,3 лица»
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный | | - Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. | Принимать установку учителя | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Чистописание | | На доске слова: ЯМА,МЯСО, ОЛЯПКА, ЯГОДА, ЯБЛОКО, СЕГОДНЯ (СЛАЙД) _Какая буква есть во всех этих словах и может разделить их на две группы? (Буква Я) - На какие две группы она может разделить эти слова? (В словах мясо, оляпка, сегодня – обозначает мягкость согласных звуков; обозначает один звук а, В словах яма, ягода, яблоко обозначает два звука й а) Красиво напишем эту букву ЯЯяяЯЯ ЯЯяяЯЯ | Выполняют чистописание | Р: формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы |
Словарная работа. | | - К данным согласным добавьте нужное количество букв так, чтобы получилось слово. (СЛАЙД) БГЖ НЗД ЗВТР ТРМВЙ ЗВТРК РССКЗ КРНДШ КЛСС МГЗН - Что объединяет эти слова? (везде пропущена буква а) -Запишите слова в алфавитном порядке. Багаж, завтра, завтрак, карандаш, класс, магазин, назад, рассказ, трамвай. (СЛАЙД) | Обосновывают правильность своего ответа | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Актуализация знаний Постановка учебной задачи | | -Послушайте стихотворение Агнии Барто «Сильное кино» Заранее, заранее Все было решено: У школьников собрание, Потом у них кино. Домой придет Мой старший брат, Он мне расскажет Все подряд, Он объяснит мне, Что к чему. А я большая! Я пойму. И вот он начал Свой рассказ: — Они ползут, А он им — раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей — раз! Она им — раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней Заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла. -Как вы думаете, почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями) -Вычеркните повторяющиеся буквы и прочитайте слово. Что у вас получилось? яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (СЛАЙД) (МЕСТОИМЕНИЕ) - Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (о местоимениях) -Да, действительно, мы сегодня продолжим изучать местоимения. - Что такое местоимение? (часть речи) - Какие знаете местоимения? - Найдите местоимения в словах и выпишите их. (СЕМЬЯ, ТЕЛЕФОН, ВОРОНА, ТЫКВЫ, ЛЮБИМЫЙ, КОНИ, АГРОНОМ) | Возвращаться к ранее усвоенным знаниям Усваивать информацию Формулировать тему и задачи урока | Р: планирование последовательности действий Л: оценивание усваиваемого материала. П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
Работа по теме урока | | На доске: | | | | Я | МЫ | | ТЫ | ВЫ | | ОН, ОНА, ОНО | ОНИ | - Посмотрите на доску и скажите, что объединяет местоимения 1 столбика? - Что объединяет местоимения 2 столбика? (ПОСТАВИТЬ КАРТОЧКИ ЕД.Ч. И МН.Ч.) - Теперь разделите местоимения на 3 группы по лицам. (мы не знаем как это сделать) - Так вот, цель нашего урока: узнать какое лицо бывает у местоимений; научиться определять лицо местоимения. - Почему лиц три? Попытаемся это выяснить. - Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).Слайд 10 - открыть - С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).Слайд 11-12 - открыть - Ребята, местоимения: Я, мы - 1-го лица. - С помощью какого местоимения вы обратитесь к однокласснику? (с помощью мест. -Ты).Слайд 13 - открыть - Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (Вы).Слайд 14 – открыть Слайд 15 - открыть - Местоимения: Ты, вы - 2-го лица. - С помощью каких местоимений мы укажем тех, о ком или о чём говорят? Например, о Варе, почему её нет в школе (она заболела). (Он, она, они, оно).Слайд 16-17 - открыть Определим их в третью группу - местоимения 3 лица. - Мы разделили местоимения на группы: по каким признакам? (по числам и лицам) - Ребята, посмотрите на доску. Слайд 18 - открыть | Ед ч. | Мн. ч. | 1-е лицо | я | мы | 2-е лицо | ты | вы | 3-е лицо | он, оно, она | они | | Выполнять задание учителя Распределять на группы местоимения Определять местоимения 1,2,3 лица | П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию. |
Физкультминутка | | - А теперь немножко отдохнем. Встаем и слушаем мои команды. Если я называю местоимения 1 лица - вы хлопаете в ладоши, если местоимения 2 лица - поднимаете руки над головой, 3го лица - кружитесь вокруг себя один раз. - Слушаем и выполняем действия. Перед глазами подсказки на доске (смайлики). Я, ты, я, они, мы, он, я. | Выполняют действия | |
Закрепление изученного материала и применение новых знаний | | 1. Чтение правила на с.50 2. Упр.374, 375 . Выписать местоимение в тетрадь, указать лицо и число: ты – 2 л, ед.ч. и т.д. 3. Упр.377 (письменно) 4. Самостоятельная работа. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо личных местоимений Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус. 5. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14) - Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее. Я, он, на, ты. (предлог) Мы, они, вы, но. (союз) Нас, нами, нос, нам. (существительное) Тебя, тебе, тобой, табун. (существительное) - Как называются оставшиеся слова? (Местоимения) 6. Работа с разрезными карточками (выполнены дома) - Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения. - назовите местоимение, которое хвалит себя (я). -назовите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы) - Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты) - К нескольким лицам? (вы) - А к кому мы ещё обращаемся на Вы? - Как мы будем писать данное обращение? - Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо?. (он, она, они) 7. - Ребята, а сейчас ещё одно задание. Перед вами на столах карточки. -Переверните их, пожалуйста. Вам нужно вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения. Работаем в парах. Карточка: (Вставить местоимение. Определить число и лицо у местоимений.) Сегодня мы изучали местоимения. Они делятся на три лица. Я отвечал у доски. Вика и Денис пропустили урок, они заболели. А вы запомнили местоимения? Расскажи, что ты запомнил. - А теперь давайте проверим. Первая пара - первое предложение, 2 пара - 2-е …. | Проводят взаимопроверку Выполняют упражнение, сверяют с образцом. Работают в парах. Оценивают правильность выполнения. Работают в парах. | П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
Рефлексия и домашнее задание | | - Ребята, а какой был последний вопрос? Вы можете ответить на вопрос задания? (А вы запомнили местоимения?) - Что вы можете рассказать Вике и Денису о сегодняшнем уроке, ведь они действительно заболели? Слайд 23 - открыть Закончите предложения (можно на доску, как помощника): Местоимения - это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только … Я знаю такие личные местоимения: … 1-го лица: … 2-го лица: … 3-го лица: … Домашнее задание: упр. 375 - Я благодарю вас за работу на уроке. Очень хорошо поработали. Спасибо за урок! | Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание. | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |