1 | Актуализация опорных знаний и умений | 5 | Лексическая работа по изученному материалу. Повторение понятия «синонимы». Задание для 1 группы. В тексте найдите синонимы, объясните, для чего они употреблены автором. Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. 2.Дайте определение синонимам. Задание для 2 группы. Найдите в этом тексте синонимы, замените слово изумрудная его синонимом зелёная. Как от этого изменится текст? От сырости ёжится цапля, Нахохлились кряквы, тихи. Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. | Выполняют задания по группам. Обсуждают ответы. Делают выводы о роли синонимов в речи. | |
2 | Мотивирование на учебную деятельность. | | 1. Игра «Наоборот». Когда учитель делает паузу, нужно назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. Чтение стихотворения. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко), Скажу я слово далеко, А ты ответишь…(близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты (нашёл). Это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую тему. высоко – низко, далеко – близко; потерял – нашёл Что вы можете о них сказать? Как называются такие слова? 2. Для вхождения в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового материала предлагает учащимся разгадать ребус и записать ответ в тетрадь. (задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России) 3. Читает с учениками определение термина «антоним» и задает им вопросы. 1) Ко всем ли словам в языке можно подобрать антонимы? Приведи примеры. 2) Как ты думаешь, зачем мы используем антонимы в речи? (задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России) | Учащиеся подбирают слова. Соотносят слова в парах. Разгадывают ребус. Ответ — антоним. Это и есть тема данного урока. Читают определение термина «антоним» и отвечают на вопросы. 1) Нет, не ко всем. Например, нельзя подобрать антонимы к словам доска, математика, вторник. 2) Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. | |
3 | Освоение нового материала | | Предлагает учащимся электронные образовательные материалы «Изображение или фото», «Самостоятельная работа» из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России. Обращает внимание учащихся на рисунок. | Выполняют задания 1. «Самостоятельная работа» 2. «Изображение или фото» Учащиеся письменно подбирают как можно больше пар антонимичных слов. Во втором задании требуется подобрать антонимы к разным значениям многозначного слова. | |
4 | Определение лексического значения слова. | | Сначала предлагает учащимся посмотреть, как выглядит словарная статья в словаре антонимов. Затем вспомнить способы определения лексического значения слова. Предлагает ученикам определить значение слова тихий разными способами и составить таблицу. (задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России) | Смотрят, как выглядит словарная статья в словаре антонимов. Ученики изучают, как можно определить лексическое значение слова. Используя разные способы, определяют лексическое значение слова тихий и составляют аналогичную таблицу. | |
5 | Проверка приобретенных знаний, умений | | Предлагает выполнить интерактивное задание (найти антонимы в отрывках из сказок). | Читают фрагменты сказок, находят в них антонимы Самостоятельная работа (задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России) | |
6 | Домашнее задание | | 1. Вспомнить и записать 5-6 пословиц, в которых используются антонимы, указать какой частью речи они являются. 2. Написать четверостишие, используя антонимы. | Записывают домашнее задание (по выбору) | |