СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" с привлечением цифрового образовательного контента.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Предмет (укажите название предмета):

Русский язык

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5 класс

Номер урока

27

Тема урока

Антонимы

Уровень изучения

Базовый

Тип урока:

урок усвоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (предметные умения, личностные результаты, функциональная грамотность из УТК)

Предметные: 

расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов с различными оттенками значения.

Метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Личностные: формировать интерес к русскому языку.

Ключевые слова

Лексика, лексическое значение, противоположное значение, антонимы, лексикон, богатство речи

Базовые понятия, единые для школьного образования

Разнообразие, образование






3. СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Скрин используемого материала

1

Актуализация опорных знаний и умений

5

Лексическая работа по изученному материалу.

Повторение понятия «синонимы».

Задание для 1 группы.

В тексте найдите синонимы, объясните, для чего они употреблены автором.

Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал.

2.Дайте определение синонимам.

Задание для 2 группы.

Найдите в этом тексте синонимы, замените слово изумрудная его синонимом зелёная. Как от этого изменится текст?

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

Выполняют задания по группам.

Обсуждают ответы. Делают выводы о роли синонимов в речи.

2

Мотивирование на учебную деятельность.


1. Игра «Наоборот». Когда учитель делает паузу, нужно назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой.

Чтение стихотворения.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты (нашёл).

Это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую тему.

высоко – низко, далеко – близко; потерял – нашёл

Что вы можете о них сказать? Как называются такие слова?

2. Для вхождения в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового материала предлагает учащимся разгадать ребус и записать ответ в тетрадь.

(задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России)

3. Читает с учениками определение термина «антоним» и задает им вопросы.

1) Ко всем ли словам в языке можно подобрать антонимы? Приведи примеры.

2) Как ты думаешь, зачем мы используем антонимы в речи?

(задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России)

Учащиеся подбирают слова.

Соотносят слова в парах.















Разгадывают ребус. Ответ — антоним. Это и есть тема данного урока.



Читают определение термина «антоним» и отвечают на вопросы.

1) Нет, не ко всем. Например, нельзя подобрать антонимы к словам доска, математика, вторник.

2) Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

3

Освоение нового материала


Предлагает учащимся электронные образовательные материалы «Изображение или фото», «Самостоятельная работа» из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.

Обращает внимание учащихся на рисунок.


Выполняют задания

1. «Самостоятельная работа»

2. «Изображение или фото»

Учащиеся письменно подбирают как можно больше пар антонимичных слов. Во втором задании требуется подобрать антонимы к разным значениям многозначного слова.

4

Определение лексического значения слова.


Сначала предлагает учащимся посмотреть, как выглядит словарная статья в словаре антонимов. Затем вспомнить способы определения лексического значения слова. Предлагает ученикам определить значение слова тихий разными способами и составить таблицу.

(задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России)

Смотрят, как выглядит словарная статья в словаре антонимов.

Ученики изучают, как можно определить лексическое значение слова.

Используя разные способы, определяют лексическое значение слова тихий и составляют аналогичную таблицу.

5

Проверка приобретенных знаний, умений


Предлагает выполнить интерактивное задание (найти антонимы в отрывках из сказок).

Читают фрагменты сказок, находят в них антонимы

Самостоятельная работа (задание из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России)

6

Домашнее задание


1. Вспомнить и записать 5-6 пословиц, в которых используются антонимы, указать какой частью речи они являются.

2. Написать четверостишие, используя антонимы.

Записывают домашнее задание (по выбору)