I. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. II. Формулирование проблемы. Целеполагание III. Анализ картины. 1. Рассматривание картины и общее описание. 2. Словарно-стилистическая работа 3. Составление плана. 4. «Проба пера» (по своей части). IV. Рефлексия V. Домашнее задание | 1) Приветствует учащихся и гостей, настраивает на работу на уроке русского языка. Просит закрыть глаза и прослушать стихотворение, представляя услышанное. Читает стихотворение И.Бунина «Детство» Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам. Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шёлк... Прильну к сосне корявой - И чувствую: мне только десять лет, А ствол - гигант, тяжёлый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета, И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета. Просит поделиться своими представлениями и уточнить, где в нашем городе можно увидеть сосняк и испытать такие же чувства? 2) – Я вас приглашаю в ещё один сосновый лес… Показывает (репродукцию в рамке) картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и просит найти связь со стихотворением (сосны, лето, утро) Узнаёт мнение детей по поводу вида работы на уроке русского языка по данной картине. - Легко ли написать хорошее сочинение сходу, без подготовки? Предлагает сформулировать цель урока. Корректирует её, если нужно: будем продолжать учиться правильно писать сочинения, выражать в слове свои представления, впечатления, чувства. Просит выделить основные этапы работы над сочинением, помогает наводящими вопросами планированию деятельности. Фиксирует их на доске, кратко: 1) рассмотреть картину 2) составить план сочинения 3) подобрать опорные слова (существительные, прилагательные, глаголы) 4) устно составить предложения к частям плана, используя опорные слова 5) соединить предложения в текст 6) записать на черновик 7) отредактировать (стилистически, пунктуационно и орфографически) 8) записать начисто в тетрадь - Успеем за урок? Конечно, это большая работа, поэтому начнём, а продолжим её на следующем уроке. Предлагает Листы подготовки (Приложение), на которых дети будут записывать все свои наработки, чтобы ничего не забыть. а) Просит высказать предположения насчёт художника и объяснить, по каким признакам поняли. Открывает «секрет», что эта картина написана в соавторстве с Константином Савицким, медведи на картине принадлежат ему (показывает портреты художников). б) Знакомит с названием картины (можно прочитать на оборотной стороне картины, там же год создания) - Как бы вы назвали эту картину? - А Шишкин назвал так. в) Приём «Лупа»: показывает на экране увеличенные элементы (части) картины. Предлагает задать свои вопросы по картине. Просит выделить и записать зрительные образы: лес, утро, медведица, медвежата Отмечает, что первый этап работы выполнен. Уточняет у детей стиль и тип текста сочинения. стиль- художественный тип- описание - Какие художественные приёмы будете использовать? - С какими проблемами построения текста сочинения мы сталкивались ранее? Какие части речи нам помогут с ними справиться? - повторы - существительные - отсутствие действий - глаголы - мало эпитетов - прилагательные Предлагает в группах записать прилагательные к каждому зрительному образу (на листах и прикрепить на доску). Одна группа – один образ. Записать синонимичный ряд к словам-образам (та же группа) Подобрать глаголы, отражающие действие ваших предметов-образов. Обращает внимание на возможность изменения типа текста при описании медвежат (с элементами повествования) - Почему это возможно? Отмечает, что второй этап работы выполнен. - Сколько частей будет в сочинении? Попробуйте их озаглавить. Запишите. 1. Вступление. Художник и его картина. 2. Основная часть. Описание картины. а) Наступление утра в сосновом бору. б) Лесная глушь. в) Мохнатая семейка. 3. Заключение. Моё отношение к картине. -У вас получился «развёрнутый» план. Отмечает, что третий этап работы выполнен. - К какой части плана относятся ваши опорные слова? Предлагает составить 3-4 предложения (можно устно) по своей части, опираясь на критерии: - Ясно ли передал свою мысль. - Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. - Все ли слова употреблены удачно. Использовал ли художественные приёмы. - Желающий может выступить, а остальные оценят его текст по критериям. Возвращает детей к запланированным этапам работы. Спрашивает, что удалось, а что нет и почему. Интересуется, что понравилось в работе над картиной. - Кто себя может похвалить и за что? - Что можно выполнить дома, чтобы на следующем уроке нам продуктивно завершить работу над сочинением? Задаёт: дописать опорные слова для других зрительных образов. Можно добавить слуховые и тактильные образы. Можно попробовать составить устный рассказ. | Приветствуют учителя и гостей. Закрывают глаза и слушают. Фронтальная работа Высказывают свои представления, образы. Вспоминают, что у нас есть п.Бор и в берёзовой роще, и где-то за городом. Рассматривают. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают написать описание картины, но для этого нужно сначала подготовиться к сочинению. С помощью учителя называют этапы работы. Осознают объём работы, настраиваются на отложенный результат. Знакомятся с Листами подготовки. Вспоминают Шишкина как «певца леса», у которого много изображений соснового бора. Записывают автора. Высказывают свои варианты названий. Записывают название. Рассматривают. Задают вопросы кому-то из ребят. Отвечают на вопросы. Предлагают и записывают образы. Называют стиль, тип, художественные приёмы, проблемы, части речи. Работа в малых группах. Обсуждают и записывают по 3-5 лучших прилагательных. Вывешивают на доску. Обсуждают, выделяют наиболее удачные, дополняют своими. Так же работают с другими частями речи. С помощью учителя, по наводящим вопросам, составляют и записывают план. Индивидуально работает над составлением предложений. Озвучивает свой вариант. Оценивают (понравилось или нет), аргументируют. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. Записывают задание в дневник. | - создавать внутреннюю мотивацию к учению - развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного - воспитывать любовь к родной природе - формулировать цель работы - планировать деятельность - задавать вопросы - контролировать себя - пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи - слушать товарищей, принимать коллективное решение - составлять план текста-описания - создавать устные и письменные тексты - корректировать и оценивать - устанавливать причины успеха/неудач - строить речевое высказывание |