СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн,

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Программа "Школа России". Задачи данного урока 

Образовательные: развивать  умение правильно писать слова с буквосочетаниями  ЧК, ЧН, ЧН, НЩ, ЩН

- обосновывать написание слов с этой орфограммой;

-  формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак);

-  находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки/

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн,»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Дорошенко Людмила Васильевна

Класс: 2

УМК: Школа России

Образовательные технологии: технология системно - деятельностного подхода, технология сотрудничества, игровая технология, здоровьесберегающая технология

Оборудование: Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, ПК, видеопроектор, колонки, дидактический материал.

Предмет: Русский язык

Тема: Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧН, НЩ, ЩН

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок является первым по счёту. Помогает вспомнить, обобщить и систематизировать знания, полученные ранее, дополнив их новыми знаниями и умениями

Цель: Способствовать формированию умений правильно писать сочетания ЧК, ЧН, ЧН, НЩ, ЩН

Задачи:

Образовательные:

- развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧН, НЩ, ЩН

- обосновывать написание слов с этой орфограммой;

- формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак);

- находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки).

Развивающие:

- развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, восприятие, логическое мышление;

- развить у учащихся кругозор и познавательный интерес.

- развивать умения сравнивать и анализировать.

Воспитывающие:

- развивать умение общаться и сотрудничать, работая в парах;

- воспитывать интерес к изучению русского языка;

- развивать способность к самоанализу и самоконтролю.



Планируемые образовательные результаты


Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Учатся правильно писать слова с этими буквосочетаниями.

Используют и анализируют контекст, предлагаемый в условии задания.

Оценивают результаты уровня освоения изучаемого материла

Ориентируются в своей системе знаний, извлекают информацию, представленную в разных формах; перерабатывают

полученную информацию: наблюдают и делают самостоятельные выводы.

Взаимодействуют в ходе парной и групповой работы.

Ведут диалог, участвуют в дискуссии в парах, фронтально, формулируют свои мысли относительно выполнения предложенной задачи.

Принимают на себя ответственность за результат своих действий;

Наблюдают за действиями партнера, находят неточности и корректируют их.

Осознают алгоритм учебного действия.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности












Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Создать условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность

ФОФ

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Включаются в деловой ритм урока.



Обучающиеся готовы к деятельности на уроке. Отвечают на вопросы учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу. Наблюдение учителя

2

Актуализация знаний и выявление индивидуаль- ных затруднений

Создать условия для припоминания ранее изученных понятий

ФОФ

ПОФ

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Минутка чистописания.

Для минутки чистописания предлагает послушать скороговорку, ответить на вопросы.

Какой звук больше всего выделяется в скороговорке, какой буквой его обозначим?

Дайте характеристику звуку [ч']

Словарная работа.

Учитель предлагает прочитать пословицы и обсудить их.

Когда так говорят?

Учитель предлагает записать пословицы в тетрадь, вставив пропущенные орфограммы.

Организует взаимопроверку и оценку заданий по образцу (на слайде)



Слушают, выделяют звук из прочтенного учителем текста. Записывают букву Чч в тетрадь.

Дают характеристику звуку [ч']







Обсуждают, фронтально предлагают свои версии ответов на вопросы.

Записывают в тетрадь пословицы, выделяют орфограммы. Выполняют взаимопроверку в парах.

Оценивают работу.


Учащиеся извлекают необходимую информацию из представленного текста.

Анализируют объекты с целью определения предмета по его признакам.

Выполняют задание тренирующее отдельные способности ,

Мыслительные операции

Ответы на вопросы учителя




Выражают свои мысли с достаточно полой точностью

3

Самоопределение к деятельности

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

ФОФ

ИОФ

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию

Учитель выводит на экран по очереди изображения предметов и задает вопрос:

Что объединяет все эти слова? Учитель подводит итог, обобщает ответы учащихся ( В названиях этих слов есть сочетания ЧК,ЧН,ЧТ, НЩ, ЩН) Произнесите звук [ч']. Какой это звук? Есть ли у [ч'] парный согласный по твердости? Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? Формулирует цель и задачи совместно с учениками урока.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднений.



Учащиеся ведут диалог на основе взаимного уважения; формулируют ответы на вопросы, аргументируют их, отстаивают свою точку зрения

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

4

Освоение нового материала

Стимулировать познавательную

активность,

активизировать мыслительный процесс

ГОФ

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации

Как написаны сочетания ЧК,ЧН, НЩ, ЩН в словах на доске? Почему?

Организует работу в группах.

Учитель выводит на экран схему с пропусками (копия есть в рабочем листе каждой группы). Предлагает учащимся подумать и заполнить таблицу своими примерами. Организует обсуждение предложенных вариантов.

Предлагает проверку по образцу.


Составляют план достижения цели определяют средства

Изучают и анализируют слова.

Вспоминают правила работы в группе.

Учащиеся ведут диалог на основе взаимного уважения; формулируют ответы на вопросы, аргументируют их, отстаивают свою точку зрения.

Ответы на вопросы учителя. Заполнена таблица

Выполнено и проверено задание

5

Применение изученного материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

ПОФ










ГОФ










Устанавливает осознанность восприятия.

Предлагает прочитать правило на с.5 в учебнике.

Предлагает вспомнить правила парной работы.

Проводит игру

«Кто больше запомнит слов»

На столах карточки с текстами.

Просит прочитать несколько раз, запомнить и рассказать соседу эти слова.

Взаимопроверка.

Игра «Чей ряд быстрее». Учитель выдаёт карточку с заданием каждому ряду. Ученикам предлагает по очереди вписать пропущенные слова (каждый по одному слову) затем передать карточку дальше. Ряд, который первым справился с заданием и не сделал ошибок победил.
Проверка по образцу.

Работают в соответствии с составленным планом

Вспоминают правила работы в парах.

Учащиеся в парах рассматривают и обсуждают представленные тексты, обсуждают,




Выполняют задания в парах







Анализируют объекты с целью определения предмета по его признакам

Даны ответы на вопросы учителя. Выполнено и проверено задание

6

Физминутка

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

КОФ

Учитель включает на экране физминутку для ребят.

http://didaktor.ru/kollekciya-video-fizminutok/

Выполняют упражнения подражая герою на экране.

Снятие усталости и напряжения.

Смена деятельнос-ти

7

Первичная проверка приобретён-ных знаний, умений, навыков

Развивать самостоятельность, познавательные способности, учебное сотрудничество друг с другом при парной работе

ПОФ

ФОФ

Организует деятельность по применению новых знаний.

Предлагает отгадать загадку, назвать зимующих птиц.

Жёлтенькое брюшко, воробья подружка. (Синичка)

Предлагает вспомнить об оказании помощи зимующим птицам.

Проводит выборочный диктант.

Прилетела к нам синичка

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём. И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала мы повесим на сучки

Взаимопроверка, взаимооценка.

Учащиеся отгадывают загадку,

Записывают слова с устойчивыми сочетаниями чк, чн, чн в тетрадь.

Фронтально отвечают на поставленные учителем вопросы.

Озвучивают варианты ответов.



Анализируют объекты с целью определения предмета по его признакам Записывают слова в рабочую тетрадь, осуществляют взаимопроверку пошагово сравнивая с результатом

Проведён выборочный диктант.

Даны ответы на вопросы учителя.

Сделана запись в рабочую тетрадь.

Проведена проверка и взаимооценка работ

8

Закрепление знаний и способов действий

Развивать самостоятель-ность, познавательные способности.


Формировать способность применять знания, полученные на уроке

ИОФ



ФОФ

Учитель выводит задание на экран (отрывки из стихотворений разных авторов). Просит прочитать их внимательно и указать номер отрывка, в котором есть слова с сочетаниями чк, чн, нч, щн (письменно номера отрывков в таблице).

Организует фронтальную проверку, самооценку.

Самостоятельно выполняют задание, требующее применения знаний в измененной ситуации


Читают отрывки стихотворений, выполняют задание, самостоятельно проверяют результат, обсуждают возникшие вопросы

Самопроверка понимания и умения применять знания.

Извлекают из текста необходимую информацию


Заполнение таблицы.

Наблюдение учителя. Самопроверка

9

Итоги урока, рефлексия деятельности

Обобщить полученные знания на уроке. Создать условия для осмысления полученных знаний

ФОФ

Учитель организует рефлексию.

Учитель задает вопросы:

Что нового вы узнали на уроке? Как вы добывали новое знание?

Что больше всего запомнилось? Достигли ли вы поставленной в начале урока цели?

Сможете ли вы объяснить родителям сегодняшнюю тему?

У доски две коробки красного и зеленого цвета.

Учитель предлагает определить свой уровень комфортности удовлетворенности

Кому было сегодня легко, и интересно отнесите смайлик с вашего стола в зелёную коробку, кому трудно в красную.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Определяют на личностном уровне степень усвоения данной темы и ее значимость для грамотного письма

Положительный настрой к изученному материалу и удовлетворение деятельностью


Ответы на вопросы учителя


8

Домашнее задание

Поставить цель, определить содержание и способы выполнения домашнего задания

ФОФ

Учитель предлагает домашнее задание по выбору.

Предлагает карточки разного уровня сложности для домашней работы.

Отвечают на вопросы. Знакомятся с домашним заданием. Выбирают задания самостоятельно, по выбору, оценивают свои силы.

Записывают домашнее задание в дневник


Усвоена форма выполнения домашнего задания


Ответы на вопросы учителя

Заполнен дневник



Итоги и самоанализ урока

Урок проведен 16.01.2025г во 2 классе «А», МБОУ «Школа №16 им. Героя Советского Союза И. А. Лапенкова» г. Ачинска.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В соответствии с темой урока, целью, задачами были выбраны формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Каждый этап урока был направлен на достижение определённого результата. Учебный материал был увлекательным на протяжении всего урока, работал на организацию посильного поиска в решении учебной задачи, соответствовал жизненному опыту учащихся. В уроке можно проследить межпредметные связи с литературой и окружающим миром. За счет включения в урок заданий в игровой форме, повысились возможности учащихся в достижении поставленных целей на уроке. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются разные виды деятельности. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, им надо было использовать не только имеющиеся знания, но и находить новый способ выполнения уже известного действия. На протяжении всего урока дети были настроены на ситуацию успеха. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Позитивный настрой на урок, доброжелательная обстановка, подбор заданий помогли ребятам продвинуться в своём индивидуальном развитии.




«___» ___________ 2025 год

Должность: учитель _______________ Л.В.Дорошенко

Телефон сотовый: 89233512051

Телефон служебный:8(39151)7-40-14

Электронная почта: lyudmila.doroshenko.69@mail.ru