Лейтмотив. Лингвистический эксперимент | Чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (распечатка текста) Демонстрация зрительного ряда к первой строфе: дуб, цепь, кот. - Можем ли мы представить предмет без описания? - Что представить легче: предмет с описанием при помощи прилагательных или без описания? Подберите эпитеты к словам (запишите) дуб - … цепь - … кот - … | Выразительно читают вступление к поэме совместно с учителем. Рассматривают зрительный ряд. Высказывают свои предположения. Зелёный, старый, корявый, огромный… Серебряная, железная, кованая Огромный, маленький, пушистый, умный, учёный… |
Работа по теме урока Лингвистический эксперимент «Как прилагательные работают в тексте» Работа с учебником Творческая работа | Запишите тему нашего урока: Употребление имени прилагательного в речи. Спишите отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «К морю» (слайд) Прощай свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. - Каких знаков препинания не хватает в этом отрывке? - Выделите обращение - Назовите прилагательные (обозначьте графически) - В прямом или преносном значении они употреблены? - Назовите прилагательные в переносном значении - Как называются такие прилагательные? - Эпитеты бывают разных видов. Давайте вспомним русские народные сказки. Учитель называет существительное, а ученики должны вспомнить устойчивое сказочное выражение (слайд) Девица – Молодец – Меч - Конь – Месяц – Горы – Леса – Степи – - Давайте попробуем составить предложения с использованием этих словосочетаний - Все эти эпитеты называются постоянными (т.е. прилагательное тянется за существительным, как ниточка за иголкой). - Есть еще эпитеты авторские, индивидуальные, вызывающие особые смысловые ассоциации: Ветер – мокрогубый (М.Шолохов) Тяжелозмейные волосы (А.Блок) - Подумайте, какими вы себе представляете этот ветер, эти волосы? Запишите - Подберите синонимы: (слайд) Бархатная ночь (Брюсов) Бархатный снег (Бунин) Бархатный звон (Чехов) Бархатный песок (Горький) Бархатное слово (Гончаров) - Какова же роль прилагательных в речи? - Да, с одной стороны, конкретизирует предмет (кирпичный дом), с другой, расцвечивает предмет, с третьей, показывает отношение говорящего к предмету. Стр. 100 Упр. 246 -Прочитайте задание Запишите самостоятельно ряды синонимов к прилагательному ТЯЖЁЛЫЙ. Проверьте себя по словарику синонимов. Тяжёлый груз - Тяжёлые мысли – Тяжёлая работа - Тяжёлый характер – - Какие прилагательные использованы в прямом смысле, а какие в переносном? Текст. Идёт дождь. Пасмурно. Небо затянуло тучами. Вдруг сверкнула молния. Загремел гром. Началась гроза. - Составьте рассказ – описание. Какую часть речи необходимо использовать для описания? | Записывают в тетрадь тему урока. Записывают отрывок из стихотворения «К морю» А.С.Пушкина - Здесь не хватает запятой. Обращение выделяется запятыми - свободная, последний, голубые, гордая - Некоторые употреблены в переносном значении. Свободная стихия Гордая краса - Эпитеты Учащиеся вспоминают определение (яркое, образное определение предмета, слова с эмоциональной оценкой) и записывают определение в тетрадь Девица – красная (красивая) Молодец – добрый Меч – булатный Конь – ретивый, удалой, вороной Месяц – ясный Горы – высокие Леса – дремучие Степи – вольные, раздольные Выступает красна девица, словно пава. Выезжает добрый молодец на своём удалом коне в степь широкую, а в руке у него меч булатный. Ветер – влажный, сырой Волосы – густые, длинные, заплетённые в тяжёлые косы Тёмная, безветренная Пушистый Приятный, мелодичный Мягкий, тёплый Доброе, ласковое - Прилагательное «озаряет» слово Читают задание, решают, как выполнить задание, вспоминают, что такое синонимы. Учащиеся отвечают на вопрос учителя и объясняют свой выбор. - Прилагательные Учащиеся самостоятельно работают над созданием рассказа (можно зачитать 1-2 рассказа) ), используя справочный материал (распечатка) |