Организационный этап Самоопределение к деятельности | Регулятивные УУД: подготовка учащихся к работе на уроке, включение в деятельность, создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. | -Здравствуйте, ребята. - Сейчас урок русского языка. Поприветствуйте, пожалуйста, гостей, которые пришли к нам на урок. Проверьте, все ли у вас лежит на парте. Садитесь на свои места. Начинаем урок. -Ребята, давайте прочитаем данное высказывание: Слайд 1 -Как вы понимаете данное выражение? Сегодня на уроке нам предстоит искать, открывать и познавать. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Читают высказывание. 1 мин. |
Актуализация знаний | Предметные: - знать определение имени сущ.; - знать группы имен сущ., признаки сущ. Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. | - А раньше мы делали открытия? С какой частью речи были связаны открытия? - Что такое имя существительное? Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает? - На какие группы можем разделить имена существительные? (Учитель вывешивает следующие карточки) - Какие еще открытия сделали? Что узнали и нашли? - Вы готовы к дальнейшим поискам и открытиям? | - Да. - С именем существительным. Дети отвечают на вопросы учителя и работают с магнитными карточками у доски: -Самостоятельная часть речи. -Предмет в широком смысле этого слова. -Кто? Что? Кого? Чего?... - Одушевленные и неодушевленные; нарицательные и собственные. - У существительных мы можем определить род. Существительные изменяются по числам. - Да. 2 мин. |
Постановка учебной задачи | Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке. | Слайд 2. Песенка сыщика - Ребята, а когда вызывают сыщика? - Видно в королевстве случилась какая-то беда! Сегодня в дворцовых покоях чуть свет Случилась пропажа… Виновного нет! И сбилась прислуга и стражники с ног. Обшарили за день весь царский чертог. Нашли лишь следы на ступенях дворца. Слайд 3. Но кто их оставил? - Найти хитреца! Отправлен приказ в города и селенья! А также за море без промедленья. Уж мчится в столицу известный знаток. А мы начинаем необычный урок. -Попробуем помочь гениальному сыщику и проведем «детективное расследование», пойдём по таинственным следам и откроем «новые» знания. -Пора начинать следственные действия. Король издал указ. Слайд 4 Определите в тексте «королевского указа» самостоятельные части речи, которые знаете. Возможно, это нам подскажет направление поисков. Пропала чудесная, милая, Добрая и очень красивая. Ею все любуются. Нервничают и волнуются: - Найдётся ли? Отыщется? А наградят-то тысячей! -Ребята, какие самостоятельные части речи вы нашли в данном стихотворении? -Слов какой части речи нет в стихотворении? - Итак, то, что пропало является.....? -Ребята, давайте попробуем предположить, что именно могло пропасть. Для этого давайте разделимся на 3 команды детективов. -Уважаемые детективы, у каждой команды будет свое задание. Сыщик оставил нам список ценных предметов королевства, где указано, что в королевском дворце самое ценное и дорогое. Вам необходимо им пользоваться при выполнения данного задания. Подчеркните нужные вам слова. Список ценных предметов королевства: монета, браслет, сокровище, трон, меч, ожерелье, перстень, корона, посуда, кольцо, принцесса, кубок, золото, казна. -1 команда находит слова мужского рода. -2 команда ищет слова среднего рода. -3 команда разыскивает слова женского рода. -После того, как вы отыщете все слова, вам нужно выделить в них окончания. - Проведите сравнение окончаний существительных различного рода. У кого есть совпадения со «следом» на 1 ступени дворца? -Ребята, какие приметы пропажи нам удалось найти? -Молодцы, детективы. Вы двигаетесь в верном направлении. - Перечитайте слова королевского объявления. Оно поможет уточнить, что именно пропало. Как вы думаете, какое слово может подойти? Слайд 5 портрет принцессы. -Да, ребята, кажется, пропала принцесса. Где принцесса сейчас, никто не знает. Нам необходимо дальше вести расследование, чтобы выяснить, куда исчезла принцесса. | - Когда нужно что-то или кого-то найти. Читают указ. Обозначают части речи. Глаголы, прилагательные, местоимения, числительные. - Существительных Именем сущ. Разбиваются на команды по рядам, подчеркивают имена существительные, выделяют окончания. Сравнивают со «следом» на ступенях. - Сущ., ж.р., окончание -а, отвечает на вопросы кто? что? Принцесса. 10 мин |
Открытие нового знания | Личностные УУД: - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Сейчас мы с вами перейдем к следующему этапу расследования. Детективы, сыщик оставил нам еще одно задание, которое он не смог сделать в одиночку. Слайд 6 Давайте поможем ему выполнить задание и найдем следующую улику. Она пригодится нам для расследования. -Вам необходимо вставить слово «принцесса» в предложения. Пропала ….. … нет дома. Кто-то позвонил …. . Садовник видел … утром. Кто-то шёл рядом с …. . Было много разговоров о …… . Решите, оставить ли слово в начальной форме или будете его изменять. Задайте вопросы к слову «принцесса». - Сравните изменения в окончаниях слова «принцесса» со «следами» на ступеньках дворца. Есть ли совпадения? -Опираясь на эти предложения, расскажите, что нам известно о пропаже принцессы. Что помогло нам расшифровать послание? Изменяли форму имен существительных (окончания и вопросы) Сделайте вывод. ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда отвечают на разные вопросы. - Продолжите высказывания: кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём? -А как же называется такое изменение имен существительных Об этом есть послание от сыщика в нашем учебнике. Итак, сегодня на уроке, занимаясь поисками, принцессы мы с вами будем учиться..... - Cлово падеж произошло от латинского casus (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Работа по учебнику. Сколько падежей в русском языке? Назовите их и прочитайте вопросы. | Коллективное обсуждение и работа в тетради. - Вставляют слова. Решают проблему, что форму слова нужно изменить. Делают открытие, что меняются и вопросы. Изменяют по падежам слово принцесса. - Совпадают и вопросы и окончания. - Пропала принцесса. Принцессы нет дома. Кто-то позвонил принцессе. Садовник видел принцессу утром. Кто-то шел рядом с принцессой. Было много разговоров о принцессе. - Слова отличаются окончаниями и вопросами. - Читают правило на стр. 36-37 Формулируют тему урока: Изменять имена существительные по падежам. - 6 падежей. Работают с учебником. 10 мин. |
Первичное закрепление | Регулятивные УУД: -учиться осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в письменной форме | Падежи нужно выучить в определенном порядке. Чтобы это было легче сделать, стали придумывать сказки. Сказка про падежи. Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительным. Родился – стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все что-то давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его. Каждый падеж обозначают сокращенно, по первой букве его названия. А чтобы еще легче было запомнить, придумали забавные фразы. «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это падежи. Есть еще такие варианты: Иван рубил дрова, Варвара топила печку. Иван Романов дал Вите тетрадь подержать. Сообщение от сыщика. Слайд 8. - Ребята, если вы сможете разгадать ребус и просклонять это слово, мы узнаем, куда пошла принцесса утром. Нам в помощь сыщик прислал слова-помощники, которые нам помогут выполнить это задание. - Мы подошли к реке (д.п.), чтобы пройти, нужно пройти через МОСТ. Слайд 9. - Получаем зашифрованное послание. Слайд 10 У моста (р.п) сыщик нашел письмо. Это письмо, которое она хотела оставить королю, но забыла, а у моста случайно выронила. Отец принцессы очень волновался. Ребята ,а вы всегда предупреждаете своих родителей, когда уходите гулять? - Шифровка разгадана. Мы получили письмо. Слайд 11. - Ребята, как хорошо, что у нашего расследования счастливый конец. | Работают в тетрадях и на доске. Склоняют сущ. Река. Склоняют сущ. Мост. Команда девочек и мальчиков расшифровывают ребусы. 10 мин. |
Итог урока. Рефлексия | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные УУД регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Посмотрите ребята, сколько мы с вами улик собрали, узнали для себя что-то новое. Но улики - это часть нашей работы, ведь главное применить их в правильном месте также, как и знания на уроке! Сыщик доволен нашей работой, я думаю, что когда ему предложат новое расследование он обязательно позовет нас. Слайд 12 Что же мы сегодня узнали на уроке. - Как изменяются имена существительные? - Как называется изменение формы слова по вопросам? Сколько падежей в русском языке? Назовите падеж, вспомогательное слово и вопросы. -Настоящие сыщики всегда готовы взяться за любое дело, даже если оно трудное! А мы с вами настоящие сыщики? -На наших уроках будет ещё много тайн, которые нам предстоит раскрыть. А чтобы это нам было легче делать, нужно выучить все 6 падежей, вопросы и слова помощники. А также просклонять слово письмо, которое было последней подсказкой в нашем расследовании. -Посмотрите, у вас на партах лежат смайлики сыщиков. Один радостный, а другой задумчивый. Подумайте, как вы работали сегодня, всё ли у вас получилось или нет. И если вы хорошо сегодня работали, разобрались в теме, то вам нужно выбрать сыщика, который улыбается. Но если вы вдруг решили, что сегодня вы могли бы лучше работать и не совсем до конца разобрались в теме, то вы выбираете задумчивого сыщика. Даю вам несколько секунд на выбор. -Посмотрите на доску, каких сыщиков больше радостных или задумчивых? -Верно, а это значит, что наша работу прошла отлично, а те, кто повесил задумчивых сыщиков, я призываю не расстраиваться, ведь по этой теме у нас с вами ещё будут уроки и вы обязательно закрепите свои знания. Оценки за работу на уроке. -На этом наш урок окончен! Но наши расследования продолжаются! Спасибо за урок! Слайд 13! | - По числам и падежам. - Склонение, изменений по падежам. - 6. Называют падежи, вопросы и слова-помощники - Записывают д/з. Оценивают работу на уроке и усвоение материала. Выбирают карточку и прикрепляют на доску. 5 мин. |