Технологическая карта урока русского языка по теме: «Строчная буква –ё-»
Русский язык. Урок письма. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель Лисина М.Н.
Класс 1 В
Тема урока: «Строчная буква –ё-».
Учебное пособие: пропись Л.Ф.Климанова «Мой алфавит», часть 1. М.: Просвещение, 2017
Тип урока: изучение нового материала.
2.1 Цели и задачи урока (Пояснительная записка)
Цель урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по ознакомлению с написанием буквы - ё.
Задачи урока
Предметные:
- содействовать усвоению начертания строчной буквы ё;
- продолжить работу по ознакомлению с основными правилами письма;
- упражнять учащихся в звукобуквенном анализе слов, в распознавании звуков и букв.
Метапредметные:
- содействовать развитию умения анализировать элементный состав букв, сравнивать
начертания строчной буквы –ё- с образцом, другими буквами;
- содействовать развитию коммуникативных навыков (правила работы в парах).
Личностные:
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению;
-воспитание положительного отношения к национальной культуре, её ценностям.
2.2 Содержание учебного материала урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся
Этапы урока
1. Организационный.
2. Мотивация познавательной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Организация познавательной деятельности.
5. Динамическая пауза.
6. Самостоятельная работа.
7. Динамическая пауза.
8. Практическая работа в парах.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Технологическая карта урока
Тема: Строчная буква –ё- | Тип: Изучение нового материала. |
Планируемые результаты |
Предметные
* учиться писать изученные буквы в соответствии с образцом; * учиться воспроизводить форму изученных букв и их соединения с другими буквами по алгоритму; * учиться выполнять звуко-буквенный анализ слов, соотносить слова со схемой; * учиться писать слоги, слова, используя прием комментирования; * учиться грамотно оформлять на письме предложения. | Метапредметные Регулятивные УУД: * определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; * удерживать цель деятельности до достижения результата; * планировать этапы решения учебной задачи; * выполнять последовательность необходимых операций; * анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины Познавательные УУД: * ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного; * добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; * перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате | Личностные
* проявлять интерес к процессу письма; * осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения в паре; * развивать способность адекватно судить о причине своего успеха или неуспеха в учении. |
| совместной работы класса Коммуникативные УУД: * учиться доносить свою позицию до других; * оформлять свою мысль в устной и письменной речи; * слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им. | |
Ресурсы урока: пропись Л.Ф.Климанова «Мой алфавит», часть 1; компьютер,
электронное приложение, карточки, нить. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап (1 мин.) |
*Учитель предлагает проверить готовность к уроку письма. Настроиться на урок. | *Учащиеся проверяют на парте наличие необходимых принадлежностей. | *Учатся организации рабочего места. |
2. Мотивация познавательной деятельности (5 мин) |
*Учитель предлагает
прочитать слова, определить «лишнее» слово, объяснить выбор. Слова на доске: КАЛИНА, РЯБИНА, ЁЛКА. *Выделяет «лишнее» слово ЁЛКА, предлагает выдвинуть тему урока, помогает определить учебные задачи | *Читают слова,
анализируют, определяют «лишнее» слово, объясняют свой выбор
*Высказывают предположения, уточняют их. Участвуют в определении учебной задачи | *Учатся понимать и
принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя. |
3. Актуализация необходимых знаний (5 мин) |
*Предлагает охарактеризовать | *Дают характеристику | *Учатся выполнять |
новый звук.
*Обобщает ответы, подводит к выводу о необычности буквы. *Предлагает назвать слова на букву Ё. Рассказывает о ее происхождении. [1] *Предлагает «написать» букву при помощи нити. | звуку, опираясь на имеющиеся знания.
*Подбирают слова на заданную букву.
*Конструируют букву. | учебное задание в соответствии с целью.
*Учатся сравнивать получившийся результат с образцом. |
4. Физкультурная пауза (2 мин) |
5. Организация познавательной деятельности (20 мин) |
*Работа в прописи «Мой
алфавит», стр.56. Учитель организует работу по написанию новой буквы. Поэлементный анализ строчной буквы ё. Тренировка в написании букв. а) Назвать элементы письменной строчной буквы ё, обратить внимание на её местоположение на рабочей строке. б) Письмо строчной буквы ё: - пробное воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным пунктирным линиям; - вторичное изучение образца с целью исправления возможных ошибок в начертании элементов букв; | *Пишут буквы по тренажеру
и самостоятельно. | *Учатся анализировать
написание буквы в соответствии с эталоном, находить правильно написанные буквы, находить ошибки, устанавливать их причины. |
- отработка начертания буквы по вспомогательным пунктирным линиям; - упражнение в самостоятельном письме буквы. *Учитель предлагает найти лучшие буквы, объяснить свой выбор. [2] | | |
7.Физкультурная пауза (2 мин) [4] |
8.Практическая работа в парах. |
*Учитель предлагает на
выбор 2 карточки разного уровня сложности: А) Слоги заблудились: КАЁЛ, ЛЁТПО, ЁТПО, ЛЬЁБЕ, РЁТИГНОК Б) Найди слова: ёлка, полёт, поёт, бельё, тигрёнок. ПАТИМЁЛКАРНПЕК ОДПЛДНПОЛЁТАД ТОБЕЛЬЁРДАЗЖКЗ ТИГРЁНОКПЛДВДВ *Учитель организует проверку. Подводит к обобщению слов по признаку постановки ударения. * Работа в прописи «Мой алфавит», стр.56. Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся для списывания предложений с печатного текста.[3] | *Выбирают уровень
сложности. Работают в парах.
*Сравнивают свой результат.
Объясняют свой успех или неудачу. Делают вывод.
* Учащиеся читают
предложения, определяют количество слов, объясняют известные орфограммы (начало и конец предложения). Списывают, используя | Учатся слушать и
понимать друг друга, совместно договариваться о правилах работы.
*Учатся применять
критерии оценивания выполненной работы.
*Учатся грамотно
оформлять на письме предложения. |
| прием комментирования. Самопроверка. Оценка выполнения работы по критериям: правильно, полностью, всё задание или частично. |
*Учатся анализировать
свою работу и оценивать ее по критериям. |
9.Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин) |
* Учитель предлагает
вспомнить этапы урока и оценить полученный результат. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся (с помощью ёлочки) оценить свою работу на уроке. | *Учащиеся анализируют
этапы урока ( какие цели были поставлены и подводят итог каждому этапу и уроку)
*Учащиеся анализируют свою работу на уроке и работу одноклассников. | |
Формы и методы диагностики
предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Используемые технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии (двигательные физ.паузы, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся), обучение в сотрудничестве, обучение в диалоге.
Приемы
Поисковая деятельность. Сравнительный анализ. Практическая работа.
Методы
Ведение проблемного диалога.
Выполнение упражнений и практических заданий. Сравнение полученных результатов с эталоном.
Формы организации учебной деятельности • Работа в группах
• Фронтальная работа
Предметные результаты учащихся анализируются через:
• Качество выполнения заданий по написанию букв в прописи
• Ответы на проблемные вопросы, которые были поставлены на подготовительном этапе
выполнения каждого задания
Метапредметные результаты учащихся анализируются через:
• Результаты самоанализа (поэтапное раскрашивание шариков на ёлочке) Раздаточные материалы
Индивидуальные карточки (ёлочки) для самооценки.
Листы с заданием для выполнения практической работы в парах (разного уровня сложности)
Прописи
Нить красного цвета и лист бумаги зелёного цвета для конструирования. Оборудование урока
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, электронный учебник.
Список литературы:
1. В.В.Никифорова, А.А.Короткова «Поурочные разработки по обучению грамоте» 1 класс. Москва, «ВАКО», 2015
2. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» 1 класс. Просвещение, 2013
3. http://www.prosv.ru/ebooks/Klimanova_Obuchenie_gramote/index.html 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Конспект методической разработки урока
Тема: Строчная буква –ё-
Ход урока:
1.Орг. момент. (Проверка готовности и настрой детей на работу- 1мин)
2.Мотивация познавательной деятельности (5мин)
Слова на доске: КАЛИНА, РЯБИНА, ЁЛКА
-Что вы видите? (Мы видим слова.)
-Прочитайте слова. Что можете о них сказать? ( Эти слова обозначают деревья.)
-Какое задание можете предложить? (Можно поделить на слоги, поставить ударение…)
(Если уч-ся затрудняются учитель предлагает выделить «лишнее слово», подводит к выбору слова –ёлка-)
-Кто догадался, какая сегодня тема урока? (Тема урока «Буква –ё-)
-Какие цели мы можем поставить? (Цель урока – научиться писать букву –ё-, слова с этой буквой, предложения.)
3. Актуализация необходимых знаний (5 мин)
-Достичь целей нам поможет…загадка
Я модница такая,
Что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки-
Любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду,
Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (Это ёлочка)
* Детям раздаётся карточка с ёлочкой .
-Эта елочка поможет вам достичь цели. Выполняя задание, вы будете раскрашивать один шарик.
-Какое первое задание предлагает вам елочка? (Нужно обвести ёлочку по пунктирным
линиям, сделать звуко-буквенный анализ слова – ёлка-)
(Дети самостоятельно выполняют задание: обводят ёлку зеленым карандашом по пунктирным линиям, делают звуко – буквенный анализ слова -ёлка-.
Один ученик выполняет задание в электронном приложении. Фронтальная проверка. )
-Оцените, как вы справились с этим заданием: работа выполнена без ошибок - зеленый шарик; ошибка или недочет - синий; не довольны своей работой – красный.
Объясните свой выбор.
4.Организация познавательной деятельности (20 мин).
-Что вы знаете о букве –ё-? (Мы знаем, что эта буква необычная, в ней два звука: гласный и согласный, она служит для смягчения согласных, на нее всегда падает ударение)
-Учитель обобщает ответы, подводит к выводу о необычности буквы. (слайд № 1, рассказ
о появлении буквы в русском алфавите)
-Придумайте слова на букву-ё-.
-На что похожа строчная письменная буква –ё-?
-Давайте попробуем ее сконструировать.
* Учащиеся получают нить красного цвета и небольшой листок зеленой бумаги. Они конструируют букву, изгибая нить и скатывают из бумаги два шарика, которые обозначают точки буквы –ё-. Объясняют выбор цвета буквы. Закрепляют знания: ё – два звука, й -смягчающий согласный, о – гласный.
(Дети проверяют работу, оценивают, закрашивают шарик на елочке.)
5.Физкультурная пауза
-Хлопнуть в ладоши, если в слове есть буква –ё-: ёлка, ежевика, енот, ёрш, пенёк, юла, ёжик, яблоко, ёмкость
6.Самостоятельная работа.
Работа в прописи «Мой алфавит», стр.56. Учитель организует работу по написанию новой буквы – ё-, слияния букв -её -, слова –ёлка-.
Поэлементный анализ строчной буквы –ё- (электронное приложение)
Тренировка в написании букв:
а) Назвать элементы письменной строчной буквы ё, обратить внимание на её
местоположение на рабочей строке.
б) Письмо строчной буквы ё:
- пробное воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным
пунктирным линиям;
- вторичное изучение образца с целью исправления возможных ошибок в начертании элементов букв;
- отработка начертания буквы по вспомогательным пунктирным линиям;
- упражнение в самостоятельном письме буквы.
- Найдите лучшие буквы, обведите их в кружок. Оцените свою работу. (Дети проверяют свою работу, находят лучшее написание, раскрашивают шарик, объясняют свой выбор)
- Как вы думаете, ребята, зачем мы выполняли это задание? (Мы учились писать букву –ё-
соединять ее с другими буквами в слова)
7.Физкультурная пауза
Нет ушей, не видно ножек
Шар в колючках – это……ёжик
-Что ёжик делает на нашем уроке? (Ёжик тоже начинается с буквы –ё-)
Игра на внимание «Где ежик?»
Ёж может двигаться только по прямой: вправо, влево, вверх, вниз.
*Дети следят за ёжиком глазами, хлопают, если он покидает пространство большого квадрата. (Слайд № 4)
8. Работа в парах:
*Учитель предлагает вспомнить правила работы в парах. (В парах мы работаем дружно:
слушаем друг друга по очереди, не перебивая )
Предоставляет на выбор 2 карточки разного уровня сложности:
А) Слоги заблудились: КАЁЛ, ЛЁТПО, ЁТПО, ЛЬЁБЕ, РЁТИГНОК
Б) Найди слова: ёлка, полёт, поёт, бельё, тигрёнок.
ПАТИМЁЛКАРНПЕК
ОДПЛДНПОЛЁТАД
ТОБЕЛЬЁРДАЗЖКЗ
ТИГРЁНОКПЛДВДВ
*Две пары работают у доски. Учитель организует проверку. Ребята проверяют работу,
оценивают, закрашивают шарик на елочке.
ЁЛКА, ПОЛЁТ, ПОЁТ, БЕЛЬЁ, ТИГРЁНОК
- Какой можно сделать вывод? (Все слова с буквой –ё-. Ударение во всех словах падает на
букву –ё-. Ё – всегда ударный)
- Чему мы учились, работая в паре? (Учились слушать друг друга, быть внимательными)
9. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин)
- Давайте вспомним все этапы урока, достигли мы поставленной цели?
Рефлексия.
-Посмотрите на свои ёлочки. Кто выполнил все задания? Кто выполнил все задания
правильно? Кто сделал себе замечания? Какие? Кого из товарищей можете похвалить? За что
Карточки для работы в парах
А) Слоги заблудились: КАЁЛ, ЛЁТПО, ЁТПО, ЛЬЁБЕ, РЁТИГНОК
Б) Найди слова: ёлка, полёт, поёт, бельё, тигрёнок. ПАТИМЁЛКАРНПЕК
ОДПЛДНПОЛЁТА ТОБЕЛЬЁРДАЗЖКЗ ТИГРЁНОКПЛДВДВ