Ученик будет знать: слова- названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий;
Ученик будет уметь: использовать специальную терминологию при их определении.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Чтобы хорошо учиться Надо очень много знать, Каждый день копилку знаний Непременно пополнять. Напомню правила посадки за партой: спина ровная, ноги под столом стоят на полной стопе и не забываем про наклон тетради. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Р: Способствовать формированию ответственного отношения к учению. К: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Л: мотивы учебной деятельности и личного смысла учения. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
- Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь) - Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык) - Как вы понимаете смысл пословицы - Язык до Киева доведет. - Назовите словарное слово в этой пословице. (Язык) - Сколько значений у этого слова? Назовите их. | Слушают. Отвечают на вопросы. | Р: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. К: Уметь управлять своим поведением, слушать других. П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). |
Выявление места и причины затруднений. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
(На доске записаны слова) лес | Темный | зеленеет | снежинка | Легкая | падает | солнышко | Яркое | светит | - По какому признаку слова распределены в 3 столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором столбике – на вопрос какой?, в третьем столбике - на вопрос что делает?) - Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика? - Какую роль они играют в русском языке? | Отвечают на вопросы. | Р: Умение контролировать свою деятельность. |
Построение проекта выхода из затруднений. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
- Кто определит тему урока? - Какую цель мы можем поставить себе? | Озвучивают тему и цель урока. | Р: Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно. К: Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли. П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). |
Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
- Откройте учебник на с. 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч) - Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова? (Кто) - Прочитайте слова – названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый) - Прочитайте слова – названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный) - Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищать) - Прочитайте название раздела. - Выполним упражнение 68 на странице 40. (Устно) - Прочитайте правило. - Какие названия имеют части речи? - Рассмотрите таблицу на странице 41. Какой вывод мы можем сделать? | Слушают рассказ учителя. Отвечают. | К: Уметь управлять своим поведением, слушать других. П: Развивать умение извлекать необходимую информацию из математических текстов |
Физкультминутка Руки на пояс поставьте сначала, Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянулись мизинцем до пятки? Если сумели – все в полном порядке. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
- Выполним упражнение 70. Вам надо определить к каким частям речи относятся слова. Старик, старуха, море, землянка; рыба, пряжа, невод, трава, рыбка; ветхая, синее, морская, золотая; жили, ловил, пряла, закинул, пришёл. - Выполним упражнение 72. Светлыми звёздами нежно украшено Тихая зимняя ночь. Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. | Выполняют задания. | К: Умение контролировать свою деятельность П: использовать полученную информацию в практической деятельности. Л: навыки сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. |
(Запись под диктовку.) Льёт сильный дождь. - Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. (Один ученик читает предложение орфографически, называет части речи. Класс проверяет и оценивает.) | Записывает под диктовку. Проверяют. | Р: Определять степень успешности выполнения своей работы. П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Л: умения и навыки самостоятельности деятельности, осознание личной ответственности за ее результат. |
Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
- Выполните упражнение 73. Летит над речкой зимородок. Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко-зеленая, а нос длинный и прямой, как палочка. Им зимородок без промаха хватает из воды мелких рыбёшек. | Выполняют задания. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
- Наш урок подходит к концу. Ребята, вспомним цель нашего урока. (называют цель) - Что такое имя существительное? - Сколько падежей? - Вспомним падежные вопросы. -Если вы сегодня на уроке все поняли, поднимите правую руку. Если вы не все поняли - левую. Если вы ничего не поняли, то две руки. На доске 3 человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке. – Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите свою фишку весёлому человечку. – Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку. – Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справились, положите фишку грустному человечку. Домашнее задание: стр.80 упр. 135 - Спасибо всем. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, | Р: Оценивать правильность выполнения действий на уроке К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений. П: Систематизировать, обобщить изученное. |