СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Что такое части речи?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Что такое части речи?» Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: дать самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Ученик будет знать: слова- названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий; Ученик будет уметь: использовать специальную терминологию при их определении.   

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему: "Что такое части речи?"»



Тема урока: «Что такое части речи?»
Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: дать самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Ученик будет знать: слова- названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий;

Ученик будет уметь: использовать специальную терминологию при их определении.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую); уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую); развивать умение извлекать необходимую информацию из математических текстов; использовать полученную информацию в практической деятельности; уметь ориентироваться в своей системе знаний; систематизировать, обобщить изученное.

Регулятивные: способствовать формированию ответственного отношения к учению; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение контролировать свою деятельность; уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять степень успешности выполнения своей работы; оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Коммуникативные: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, уметь управлять своим поведением, слушать других; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; уметь управлять своим поведением, слушать других; умение контролировать свою деятельность; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений.

Личностные: мотивы учебной деятельности и личного смысла учения; умения и навыки самостоятельности деятельности, осознание личной ответственности за ее результат; навыки сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ресурсы: Учебник Русский язык 2 класс.




План урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8-10 мин).

III. Выявление места и причины затруднения (8-10 мин).

IV. Построение проекта выхода из затруднения (1—2 мин).

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10 мин).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

VIII. Включение в систему знаний и повторений (5 мин).

IХ. Рефлекия учебной деятельности на уроке (3 мин).
















Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Напомню правила посадки за партой: спина ровная, ноги под столом стоят на полной стопе и не забываем про наклон тетради.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Р: Способствовать формированию ответственного отношения к учению.

К: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Л: мотивы учебной деятельности и личного смысла учения.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь)

- Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык)

- Как вы понимаете смысл пословицы - Язык до Киева доведет.

- Назовите словарное слово в этой пословице. (Язык)

- Сколько значений у этого слова? Назовите их.


Слушают. Отвечают на вопросы.

Р: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

К: Уметь управлять своим поведением, слушать других.

П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

  1. Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

(На доске записаны слова)

лес

Темный

зеленеет

снежинка

Легкая

падает

солнышко

Яркое

светит

- По какому признаку слова распределены в 3 столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором столбике – на вопрос какой?, в третьем столбике - на вопрос что делает?)

- Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика?

- Какую роль они играют в русском языке?

Отвечают на вопросы.


Р: Умение контролировать свою деятельность.


  1. Построение проекта выхода из затруднений.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Кто определит тему урока?

- Какую цель мы можем поставить себе?

Озвучивают тему и цель урока.

Р: Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

К: Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Откройте учебник на с. 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч)

- Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова? (Кто)

- Прочитайте слова – названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый)

- Прочитайте слова – названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный)

- Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищать)

- Прочитайте название раздела.

- Выполним упражнение 68 на странице 40. (Устно)

- Прочитайте правило.

- Какие названия имеют части речи?

- Рассмотрите таблицу на странице 41. Какой вывод мы можем сделать?

Слушают рассказ учителя. Отвечают.

К: Уметь управлять своим поведением, слушать других.

П: Развивать умение извлекать необходимую информацию из математических текстов

Физкультминутка

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели – все в полном порядке.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Выполним упражнение 70. Вам надо определить к каким частям речи относятся слова.

Старик, старуха, море, землянка;

рыба, пряжа, невод, трава, рыбка;

ветхая, синее, морская, золотая;

жили, ловил, пряла, закинул, пришёл.

- Выполним упражнение 72.

Светлыми звёздами нежно украшено

Тихая зимняя ночь.

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

Выполняют задания.

К: Умение контролировать

свою деятельность

П: использовать полученную информацию в практической деятельности.

Л: навыки сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

(Запись под диктовку.)

Льёт сильный дождь.

- Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.

(Один ученик читает предложение орфографически, называет части речи. Класс проверяет и оценивает.)

Записывает под диктовку. Проверяют.

Р: Определять степень успешности выполнения своей работы.

П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Л: умения и навыки самостоятельности деятельности, осознание личной ответственности за ее результат.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Выполните упражнение 73.

Летит над речкой зимородок. Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко-зеленая, а нос длинный и прямой, как палочка. Им зимородок без промаха хватает из воды мелких рыбёшек.

Выполняют задания.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Наш урок подходит к концу. Ребята, вспомним цель нашего урока. (называют цель)

- Что такое имя существительное?

- Сколько падежей?

- Вспомним падежные вопросы.

-Если вы сегодня на уроке все поняли, поднимите правую руку. Если вы не все поняли - левую. Если вы ничего не поняли, то две руки.

На доске 3 человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.

– Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.

– Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку.

– Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справились, положите фишку грустному человечку.

Домашнее задание: стр.80 упр. 135

- Спасибо всем. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,

Р: Оценивать правильность выполнения действий на уроке

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений.

П: Систематизировать, обобщить изученное.