СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Изложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Изложение"»

Тема: Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Г. Скребицкого «В половодье»

Цель: формирование умения передавать содержание рассказа с элементами рассуждения.

Планируемые результаты:

Предметные:

научить составлять план текста-рассуждения;

писать изложение текста-рассуждения по плану;

находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи;

применять на письме изученные правила орфографии;

наблюдать языковые средства, позволяющие избежать повторов.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

формирование представлений об окружающем мире, взаимосвязях в живой и неживой природе;

понимание причин успехов в учебе;

формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные – воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.

Коммуникативные – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг момент

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку

Приветствуют

Актуализация

Сегодня познакомимся с тем, как строится текст, в котором что-то объясняется, что-то доказывается. Как называется такой текст?

— Из каких частей состоит текст-рассуждение:

— Какими словами вы соединяли эти две части?

(Текст-рассуждение). Текст-рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос «почему?».

1 часть — это то, что мы объясняем.

2 часть — это само объяснение.

(Потому что, так как, поэтому.)

Целеполагание

— Прочитайте рассказ, по которому будем писать изложение.

— Почему рассказ так назвали? Что отразилось в заголовке?

— Как по-другому можно озаглавить текст?

— Сегодня будем писать изложение, в котором есть элемент рассуждения.

— Как понимаете слово элемент?

— Докажите, что в этом тексте есть элемент рассуждения.


Анализ содержания и структуры текста.

— Чем интересен этот текст?

— Сколько частей выделено в тексте?

— О чем говорится в первой части? Как она называется?

— Какая часть текста содержит рассуждение?

— Прочитайте основную часть. Сколько мини-частей

в ней выделено?

— Какая опасность угрожала животным?

— Какая разница в словах остров и островок?

— Почему лосиха не покидала островок?

— Почему автор удивляется?

— Можно ли опустить это предложение?

— Какое объяснение дается этому удивительному

факту?

— Какое предложение соединяет две части рассуждения? Выразительно его прочитайте.

— Каким словом присоединяется рассуждение?

— Как спасли лосенка?

— Чем заканчивается текст?

- Что можно сказать о лосихе? Какая она мама?

(Основная.)

(Вот почему лосиха не хотела покидать островок!) (Вот.)

Лексико-орфографическая подготовка.

- Объясните значение слова половодье. Скажите, как оно образовалось.

- Какие глаголы употребил автор в рассказе?

- Подберите слова, близкие по значению к словам: бродил, покидать, взяли, чиркнула.

- Почему автор употребил именно эти глаголы?

— Какими словами называет автор лосенка?

- Побежал на зов матери: как понимаете это выражение?

- Поплыла следом: замените близким по значению выражением.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: на ло...ке, к остро...ку, в...дои, бр...дил, л...сиха, д...теныш, л...сник, поб...жал.

— Запомните, как пишутся слова: берег, быстро, островок.

— Обратите внимание на восклицательное предложение в тексте.

(Они более точны, ярче.) (Детеныш, малыш.)

Повторное чтение и запись текста.

Прочитайте текст еще раз

Читают текст повторно

Проверка изложения.

- Прочитайте каждую часть своего изложения.

— Посмотрите, есть ли в вашей работе элемент рассуждения.