Организационный момент | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Урок литературного чтения – урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!». – Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Организует чтение текста: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил | Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Читают текст | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте рассказ «Проговорился» по ролям. – Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: • вдох носом, выдох через рот; • нюхаем цветок; • тушим свечу. Организует речевую разминку. Ок-ок-ок – падает снежок. Ип-ип-ип – слышу снега скрип. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре. – Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. – В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове «снежном». – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают по ролям на оценку. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Владеют навыками выразительного чтения; четкого произношения слов. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Белокурый – имеющий светло-русые волосы; светловолосый (о человеке). Пригрозить – сопроводить предупреждение угрожающим жестом. Укоризненно – с укоризной, осуждающе. – Прочитайте трудные слова по слогам, целым словом: вто-ро-класс-ни-ки – второклассники тор-жест-вен-но – торжественно до-школь-ни-цы – дошкольницы всхли-пы-ва-ла – всхлипывала съе-жи-лась – съежилась пер-во-класс-ник – первоклассник мно-го-зна-чи-тель-но– многозначительно пе-ре-вос-пи-та-ем – перевоспитаем Организует первичное прослушивание текста. Затем чтение самостоятельно. | Работают с толковым словарем. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Как звали главных героев рассказа? (Федя и Костя.) – В каком классе они учились? (Во втором классе.) – Что решили сделать мальчики? – Что делал Вова на скамейке? – Что делала Надя в песочнице? – Почему плакала Маша? – Что сказал мальчикам Вова? Прочитайте строчки из текста. – Что сказала Маша Наде? Прочитайте строчки из текста. – Рассказ Юрия Ермолаева, который вы прочитали, называется «Воспитатели». Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»? – Почему же писатель дал такое название рассказу? – Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? – Прочитаем рассказ по ролям. – Чтение какой группы вам понравилось больше других? – Назовите лучшего исполнителя каждой роли. Объясните, почему так считаете Объясняет домашнее задание. • Подготовить чтение по ролям рассказа. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Несколько групп учащихся читают рассказ по ролям Автор смеется, иронизирует, посмеивается над этими мальчиками. (Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников Осознают, принимают, сохраняют учебные Задачи. |
VII. Итог урока. Рефлексия | – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |