СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в форме игры-путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов"»

Русский язык

5 класс

Тема урока Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов  


Этапы

урока

Деятельность учителя

1

3

1.Мотивация

к учебной

деятельности

(слайд№ 2 - пустой со звуковым файлом)


-Мне очень нравится учить русскому языку, но больше всего я не люблю скучные уроки, поэтому предлагаю вам отправиться в путешествие.

(включает муз.файл № 1 – шум моря)

-Как вы думаете, на чём мы будем путешествовать?

(по щелчку появляется корабль)

-Теперь вы все юнги на этом корабле, а я капитан.

- Проверьте, есть ли у вас все необходимое для путешествия: тетради, ручки, дневники, раздаточный материал.

-Без приказа капитана ничего не трогать, ведь главное на корабле – дисциплина, четкость в работе и дружная команда.

-Запишите в тетради число, вид работы.

(запись на доске)

2.Актуализация и пробное учебное действие


-Какие океаны вы знаете?

-А я знаю ешё один. Океан «Языкознание» включает в себя множество морей.

( слайд № 3)

-Чтобы узнать, куда мы совершим путешествие, надо разгадать кроссворд. (Словарная работа с терминами)

(слайд № 4)

-Теперь запишем тему урока в тетради.

Морфема- наименьшая значимая часть слова.

(учитель на доске)

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать во время путешествия?

Выберите наши задачи.

(слайд № 6)

(показывают сигнальные флажки-красные или зелёные)

3.Выявление места и причины затруднения

-Для путешествия необходима карта.

(по щелчку сильный шум прибоя)

-Юнга, проверьте, что там вынесло в морской сети.

(достают из-за шкафа бутылку с запиской)

(Слайд № 7- карта)

-Как можно назвать одним словом приставку, корень, суффикс и окончание?

Запишем в тетрадь:

Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.





4.Целеполагание и построение выхода из затруднения

- Морфема – значимая часть слова. Сейчас это утверждение глубже и нагляднее раскроется перед нами, когда мы высадимся на острове Корней.


-А что такое корень? Вспомните раздел «Лексика»

У слов тоже есть самое важное, самое главное – сердце-корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень заключает в себе смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными (однокоренными).

(Берут розовые листочки)

Игра «Отгадай однокоренные слова».


-Запишите слова, выделите корень, подчеркните однокоренные слова. Какие слова «лишние»?


1. Летний, летать, лётный, лётчик, полёт.


2.Горец, горчица, загар, горняк, подгорный, гора.


Устная проверка с объяснением.

Вывод:

-Какие слова называются однокоренными?

-Теперь мы можем покинуть остров Корней и отправиться на остров Приставок.

(Слайд № 8 пустой)

-Что такое приставка?

Чтобы причалить к этому Острову, надо выполнить задание.

Работаем в группах.(по рядам, начиная с последнего ученика в ряду)

Вам необходимо заполнить лучи морской звезды новыми словами, образуя их с помощью разных приставок.

Проверка, оценка работы групп.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Слайд № 9

Физминутка

Море, парусник, краб, подоконник, проезд, отплыл, островок, загадка.

Слайд № 10 пустой

-Теперь можно плыть на остров Суффиксов.

-Что такое суффикс?

Творческая работа в парах

Дополните сказки про суффиксы:

(берут зелёные листочки)


(Чтение сказок)




6.Первичное закрепление с комментированием

Прослушали мы сказки, но нам пора в дорогу – на остров Окончаний.

(звуковой файл- крик чаек)

Чайка принесла нам письмо, а в нём задания.

-Просклоняйте слово море, выделите окончание.

(выполняют в тетрадях)

-Слова, отличающиеся друг от друга только окончаниями, называются формами слова.

-Все ли формы слова море мы записали? (НЕТ, ещё мн.ч.)

-Выпишите из текста формы слова, выделив в них окончание.

-С новой строки выпишите однокоренные слова.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тест

Самопроверка по эталону (слайд № 11)

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание

Слайд № 12

Игра «Закончи предложение».

  • « Сегодня я узнал, что…»

  • « Теперь я умею …»

  • « Мне понравилось на уроке…» Благодарю Вас

Слайд № 13


Домашнее задание

§70, выучить определения.

Упр.378, с.6.

Составить текст, в котором будут употребляться разные формы слова дельфин


Благодарю Вас за работу Выход под песенку



[Введите текст]