I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Мотивировать к действиям на уроке | Словесный (беседа) | - Здравствуйте ребята, садитесь Меня зовут Иван Олегович и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Для чего мы приходим на урок? - Зачем нам нужны знания? - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания? | Приветствуют учителя, настраиваются на работу во время урока. Чтобы получать знания Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания На уроке надо быть очень внимательным и организованным | Ф | | Контроль деятельности учащихся Самоконтроль | Л.: самоопределение К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний. | Организовать проверку пройденного материала по теме | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | 1) На доске рассыпаны слова. есть не сиди на печи хочешь калачи -Предлагаю вам выполнить следующее задание: распределить слова на две группы. - По какому признаку разделили слова на две группы? -Назовите слова первой группы. -К какой части речи они относятся? Докажите. -Назовите слова второй группы. К какой части речи они относятся? Докажите. -Дайте характеристику именам существительным. -Как определить падеж имен существительных? -Как определить к какому склонению относятся имена существительные? -Из данных слов соберите предложение. -Прочитайте. Что за предложение получилось? Как понимаете смысл этой пословицы? - Я вам приготовил еще пословицы. С помощью данного задания мы с вами сейчас вспомним склонения имён существительных Работа в парах. -«Хлеб- батюшка, водица- матушка.» -«Худ обед, когда хлеба нет.» -«На печи заседать- хлеба не видать.» - Найдите пословицу: -в которой есть имя существительное 1-го и 2-го склонения; -в которой есть имя существительное 3-го и 2-го склонения; -в которой есть имя существительное 2-го склонения. Проверка -Молодцы! Очень хорошо можете определять склонение имен существительных. | По отношению к самостоятельным частям речи. есть, не сиди, хочешь глаголы, отвечают на вопрос что делать? Что делаешь? на печи, калачи 2 группа – существительные, отвечают на вопрос что? Имена существительные имеют род, число, склонение и падеж. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос Нужно сначала поставить существительное в форму единственного числа И.п., и по окончанию определить склонение. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Если хочешь что-то получить, нужно поработать. Хлеб- батюшка, водица- матушка На печи заседать- хлеба не видать Худ обед, когда хлеба нет Называют существительные, объясняют смысл пословиц. | Ф И П | Интерактивная доска, карточки с заданием для каждой группы | Текущий контроль, Самоконтроль, Взаимоконтроль | П: обобщить и закрепить знания обучающихся К: формировать уважительное отношение во время работы в парах и во время осуществления взаимопроверки |
III. Подведение к теме. Целеполагание. | Создать условия для определения учащимися темы и цели урока. | Словесный метод:беседа | -А все ли окончания имен существительных вы можете написать без ошибок? -Итак, какую тему мы сегодня будем? -Какую цель мы поставим на этот урок? | Ответы учащихся | Ф И | Интерактивная доска, Карточка с названием темы урока, | Контроль деятельности учащихся | Р.: целеполагание П.: логические – формулирование проблемы |
IV. Динамическая пауза | Укреплять здоровье школьников | Словесный метод | Я буду называть существительные с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд. До рощи (наклон вперед), в чаще (наклон вперед), к берёзе (наклон вперед), о сосне (приседание), на тополе (наклон вперед), к земле (приседание), с ветки (наклон вперед), о лесе (наклон вперед), по воде (приседание), у сирени (наклон вперед), на печи (приседание), на столе (приседание). | Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки | И | | Внешний контроль | |
V. Работа по теме урока. | Формирование умений применять полученные знания на практике | Словесные методы: беседа Практические методы: упражнение | - Посмотрите на пословицы назовите слова, которые помогут нам решить орфографическую задачу при написании безударных окончаний имен существительных. -«На печи заседать- хлеба не видать.» -«Хочешь есть калачи- не сиди на печи.» -Какого склонения эти существительные? -Для слов какого склонения вы не нашли проверочного слова? -Знаете ли вы слова, которые будут являться проверочными для существительных 1-го склонения? -Для того, чтобы быстро ориентироваться в слова- подсказках я предлагаю вам использовать слова, которые у вас всегда «при себе». Работа с рисунком. Упр.213 с 100 1) Работа в тетради-задачнике. Упр. 210. (индивидуальная работа) -Вспомните из какого произведения эти строки. -Допишите 5 пропущенных слов . (н.ф разобрать слова склонение и т.д) - -К какой части речи относятся? Какие орфографические задачи решали при написании глаголов? -Прочитайте слова с «окошками -Найдите слова в которых окошки не нужны. -Почему? - Какими проверочными словами пользовались? - А сейчас мы с вами ещё раз повторим как правильно написать безударное окончание имён существительных и составим алгоритм действий. Построение алгоритма написания безударных окончаний имен существительных. а)Поставить слово в начальную форму. б)Определить род имени существительного. в)Определить склонение имени существительного. г)Вспомнить проверочное слово. д)Написать правильное окончание. Работа в группах. ( Вспомнить правила работы в группе) 1.Воротился старик ко старух… , У старух… Новое корыто. 2.Вскочил с постел... ученик. Пред ним лежал его дневник 3.Я вам адрес объясню: Вы дойдете до сторожк… И пойдете по дорожк…. 4.Мы шагали по опушк... Мы взбирались на пригорок. Мы спросили у старушк... -Где участок номер сорок? 5.Улетел скворец от стуж…, Сыто за морем живёт, Воду пьёт из тёплой луж... Только песен не поёт. Проверка. -Какие орфографические задачи решали? -К какому выводу пришли? | Печь, калач Печь -3е склонение, калач – 2 склонение 1 склонение Лиса, рука РУКА 1-е скл. ПЛЕЧО 2-е скл. ГРУДЬ 3-е скл. К. Чуковский «Мойдодыр» мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться К глаголам, правописание -тся, -ться в ушате, корыте, лохани, ванне, океане, бане в реке, в ручейке окончания ударные в ушате, корыте, океане - в плече, в ванне, бане -в руке, в лохани-в груди Ко старухе, у старухи. С постели. До сторожки, по дорожке. По опушке, у старушки. От стужи, лужи. Учащиеся объясняют орфограмму, подтверждая проверочным словом. Правописание безударных окончаний имён существительных Ударные и безударные окончания имен существительных одного и того склонения пишутся одинаково. | Ф, И | Компьютер, презентация, тетрадь | Внешний контроль со стороны учителя, самоконтроль со стороны учеников | К: строить речевое высказывание в соответствии с представленными задачами; допускать возможность существования различных точек зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы П: осуществлять синтез как сопоставление целого из частей; устанавливать причинн-следственные связи |
VII. Рефлексия | Сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности | | –Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? -Поднимите руку, кто считает, что научился правильно писать безударные окончания имён существительных? - Кто ещё затрудняется? - Кто совсем не понимает, как нужно писать? - Оцените работу на уроке товарищей? (Высказывают мнения о работе товарищей) - Оцените свою работу? (Высказывают мнения о своей работе) | Учащиеся оценивают свою работу на уроке | И, Ф | Компьютер, проектор, презентация | Самоконтроль | К: формулировать собственное мнение и позицию |