3.Введение новой темы. Объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала 4. Объяснение нового материала. Составление опорного конспекта. Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников. Знакомство с видами эпитетов 5. Первичное усвоение | Итак. Мы выяснили, что тема урока «Эпитет». А что вы знаете об эпитете? На каком предмете мы говорили о нем? Чтобы расширить знания, куда мы можем обратиться? Откройте учебник на с.111 прочитайте и скажите, что такое эпитет. Запишите число. Я вам раздаю теорию, чтобы расширить материал, которого недостаточно в учебнике, составьте в тетрадях кластер. Один составляет у доски. Обсуждение. (Приложение 2) Слайд 2 А теперь познакомимся с видами эпитетов. Посмотрите на слайд: слайд 3 «Встретил царь своего сына и невестку с радостью, задал пир. И стали добрый молодец с красной девицей жить да добра наживать». (сказка «Царевна-лягушка») Найдите эпитеты? Эпитеты: «красная девица», «добрый молодец». Роль – с помощью эпитетов автор выражает оценку образов, поэтому эпитет является изобразительно-выразительным средством. Мы можем встретиться с такими эпитетами в сказках, употребляются постоянно. Называются такие эпитеты постоянными. Они употребляются в обыденной речи, используются в народнопоэтическом творчестве. Как можно определить вид эпитета? (Нужно определить значение этого эпитета в тексте, его роль.) Прочитайте стихотворение Агнии Барто. Слайд 4 «Дома» На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное - Домой так и тянет меня. Какую картину вы представили себе? Какое это время года? Какой частью речи в предложении являются выделенные слова? (прилагательными). А каким членом предложения? (определением). Какова роль эпитета в художественном произведении? (Помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.) Правильно. Вы назвали все определения, с помощью которых Агния Барто передает нам дождливый день и тепло родного дома. И неслучайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотела, чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, цвет, смену настроения, разнообразные впечатления. Работа в тетради. Попробуйте составить интересные словосочетания (по 3),чтобы получилось не просто существительное с прилагательным, а сформировался определенный образ, запишите. Слайд 5. Существительные: лицо - улыбка – портфель – Эпитеты: сонный, наивный, кислый, тусклый, хитрый, райский, застенчивый, сутулый, тощий, дымный, ужасный, фальшивый, искренний, мелкий, широкий, ангельский, мрачный, туманный, чахлый, глухой, жидкий, грозный, золотой, кривой, книжный, сонный, лютый, горький, седой, живучий, увесистый, глупый, дикий, пугливый, поздний, дождливый, сырой, голодный, страшный, хрустальный. Составьте интересные словосочетания. Сегодня мы познакомимся с изобразительно-выразительным средством. Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты. Ответим на вопрос: Для чего используются эпитеты. Научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно. |
6. Закрепление Репродуктивный метод. | Слайд 7 Сейчас мы поработаем с текстами. Тексты для каждой команды будут разными, (приложение 3. Разноцветные листы). Тексты будут прозаическими и поэтическими. Ваше задание: выписать «царственные» слова в тетради. Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы. М.Пришвин …двор, ещё вчера по-дегтярному чёрный и вязкий от грязи, в блюдцах серо-свинцовых лужиц, сейчас отливал синевой свежего, первого в эту зиму снега. Он по-хозяйски укутал землю ватными клочьями, повис на сучьях деревьев, выбелил крыши домов и надворных построек. И этот белоснежный чистый снег на дворе, и приснившиеся сегодня яблони в белом цвету – это для Варвары смелось во что-то волнующе светлое, радостное и праздничное. . Л.Конорёв. Скользя по утреннему снегу, друг милый, Предадимся бегу нетерпеливого коня и Навестим поля пустые, леса недавно Столь густые, и берег милый для меня. А.С.Пушкин. Свет серебристо-голубой, Свет от созвездий Ориона, Как в сказке льётся над тобой На снег морозный с небосклона. А.А.Фет. Белого снега большие охапки Мы завалили, округу слепя. Чист, как дитя, Хрустальный снег. Вл.Петонов Ребята работают в группах, после называют выписанные эпитеты. Проверка слайд 8. К какой группе относятся эти эпитеты: изобразительные или выразительные? |
10. Итог (в форме наглядной презентации) | Подведение итогов урока. Расположите на ватмане все материалы, с которыми вы сегодня работали и расскажите: с чем сегодня познакомились, что узнали нового, что понравилось. Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока). Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чувства). С какими видами эпитетов познакомились? (постоянные, эмоциональные, описательные, оценочные, сложные). Каждая команда представляет свой плакат. Выставление оценок за урок с мотивировкой. Слайд 11 |