МОУ СОШ № 9 г. Воскресенска
Гр. РЯ 1-15
к.филол.н., доц. Л.С. Метликина
Автор УМК: Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи».
Учитель: Сарычева А.К.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые дейс твия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые дейс твия | Формируемые способы деятельности |
1.Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). | Приветствие учителем учащихся. Просьба выбрать смайлик, соответствующий настроению. | | | Приветствуют учителя. | Выражают свои эмоции. | Выбирают смайлик | Саморегуляция учащихся. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Учитель сообщает учащимся, что на уроке начнется изучение темы «Морфология». Просит ответить на вопросы: - Что вы знаете о происхождении этого слова? - Что изучается в этом разделе? - Какие части речи существуют в нашем языке? Учитель просит прочитать текст, определить его тему и основную мысль, разбить его на два абзаца. Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Учитель подводит итоги. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Один ученик читает текст. Слушают учителя. | Принимают информацию. Повторяют сведения о морфологии и частях речи. Разбивают его на 2 абзаца, определяют его тему и основную мысль. Принимают информацию. | Отвечают на вопросы во фронтальном режиме; слушают ответы одноклассников. Весь класс слушает тест; во фронтальном режиме разбивают на абзацы, определяют тему и основную мысль. | Учатся строить речевое суждение. Учатся строить речевое суждение. | Выбирают правильный ответ. Определяют микротемы, основную мысль. | Анализируют ответы. Анализируют текст. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Учитель записывает на доске предложение. Просит над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое. Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце. Задает вопросы: - Встретились ли в предложении слова, которые не отвечают на вопрос? (Союз а) - Нам понятно значение этого слова отдельно от предложения? - Определите его роль в предложении. | Выполняют задание. | Структурируют свои знания. | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Рассуждают, сравнивают. Выражают свои мысли. | Выявляют место и причину затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действия. | Планирование ответа. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Учитель предлагает составить алгоритм «Отличие самостоятельных частей речи от служебных». | Обдумывают проект будущих учебных действий. | Анализируют, ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способы решения. | Коллективное сотрудничество, постановка вопросов. | Обсуждение; умение выражать свои мысли. | Составляют план. | Целеполагание, планирование. |
5. Реализация построенного проекта | Учитель предлагает уч-ся выбрать лучший алгоритм и записать его. | Фиксируют с доски в тетрадь алгоритм. | Строят модель алгоритма; структурирование знаний, подведение под понятие. | Обсуждают и выбирают оптимальный вариант. | Умение выражать свои мысли; работать в коллективе; разрешать спорные вопросы. | Коллективное построение и кррекция алгоритма. | Коллективный контроль работы. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Учитель предлагает из текста выписать слова по группам, объяснить свой выбор (стр. 4). | Выполняют задание по группам, заполняют таблицу «Части речи». | Объясняют свой выбор действия. | Работа в группах, обсуждение. | Умение выражать свои мысли; умение сотрудничать. | Распределение частей речи в таблице. | Классификация частей речи; контроль работы в группе. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель раздает карточки с текстом. Учащимся предлагается разделить все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи (стр. 5). | Самостоятельно выполняют задание. | Распределяют слова на 2 группы. | | | Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. | Выявляют и корректируют возможные ошибки. Оценивают работу. |
8.Включение в систему знаний и повторение | Учитель предлагает поработать по упр. 462. (Рассмотреть три таблицы и сказать, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся. Пользуясь таблицами подготовить связное сообщение на тему «Части речи в русском языке». Привести примеры.) | Выполняют упражнение. | Повторяют знания урока; делают выводы. | Отвечают на вопросы, готовят связное сообщение. | Умение выражать свои мысли. | Построение речевого высказывания. | Планирование ответа; оценивание ответов. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Учитель организует рефлексию. Уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Учитель даёт дифференцированное задание на дом. | Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Анализируют результаты; подводят итоги. Анализируют домашнее задание | Дают ответы на вопросы. | Умение выражать свои мысли. | Осуществляют самооценку. | Оценка знаний. |