СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка: "Самостоятельные и служебные части речи", 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания.

========================= 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка: "Самостоятельные и служебные части речи", 5 класс.»

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»



Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки




Практико-значимый проект


Технологическая карта урока

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи».


Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 9 г. Воскресенска

Анна Константиновна Сарычева

Гр. РЯ 1-15



Проверил:

к.филол.н., доц. Л.С. Метликина



Воскресенск

Класс: 5

Автор УМК: Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи».

Тип урока: открытие нового знания

Учитель: Сарычева А.К.


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые дейс твия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые дейс твия

Формируемые способы деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

Приветствие учителем учащихся.

Просьба выбрать смайлик, соответствующий настроению.



Приветствуют учителя.

Выражают свои эмоции.

Выбирают смайлик

Саморегуляция учащихся.

2. Актуализация и пробное учебное действие.


Учитель сообщает учащимся, что на уроке начнется изучение темы «Морфология».


Просит ответить на вопросы:

- Что вы знаете о происхождении этого слова?

- Что изучается в этом разделе?

- Какие части речи существуют в нашем языке?


Учитель просит прочитать текст, определить его тему и основную мысль, разбить его на два абзаца.


Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.


Учитель подводит итоги.

Слушают учителя.






Отвечают на вопросы.










Один ученик читает текст.


































Слушают учителя.

Принимают информацию.




Повторяют сведения о морфологии и частях речи.





Разбивают его на 2 абзаца, определяют его тему и основную мысль.






























Принимают информацию.








Отвечают на вопросы во фронтальном режиме; слушают ответы одноклассников.


Весь класс слушает тест; во фронтальном режиме разбивают на абзацы, определяют тему и основную мысль.













Учатся строить речевое суждение.








Учатся строить речевое суждение.








Выбирают правильный ответ.








Определяют микротемы, основную мысль.








Анализируют ответы.










Анализируют текст.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель записывает на доске предложение.

Просит над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.


Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце.

Задает вопросы:

- Встретились ли в предложении слова, которые не отвечают на вопрос? (Союз а)

- Нам понятно значение этого слова отдельно от предложения?

- Определите его роль в предложении.

Выполняют задание.




Структурируют свои знания.













Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.


Рассуждают, сравнивают. Выражают свои мысли.

Выявляют место и причину затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действия.

Планирование ответа.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает составить алгоритм «Отличие самостоятельных частей речи от служебных».


Обдумывают проект будущих учебных действий.






Анализируют, ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способы решения.


Коллективное сотрудничество, постановка вопросов.

Обсуждение; умение выражать свои мысли.

Составляют план.

Целеполагание, планирование.

5. Реализация построенного проекта



Учитель предлагает уч-ся выбрать лучший алгоритм и записать его.


Фиксируют с доски в тетрадь алгоритм.







Строят модель алгоритма; структурирование знаний, подведение под понятие.




Обсуждают и выбирают оптимальный вариант.

Умение выражать свои мысли; работать в коллективе; разрешать спорные вопросы.

Коллективное построение и кррекция алгоритма.

Коллективный контроль работы.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учитель предлагает из текста выписать слова по группам, объяснить свой выбор (стр. 4).


Выполняют задание по группам, заполняют таблицу «Части речи».


Объясняют свой выбор действия.





Работа в группах, обсуждение.

Умение выражать свои мысли; умение сотрудничать.

Распределение частей речи в таблице.

Классификация частей речи; контроль работы в группе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Учитель раздает карточки с текстом.

Учащимся предлагается разделить все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи (стр. 5).

Самостоятельно выполняют задание.





Распределяют слова на 2 группы.









Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Выявляют и корректируют возможные ошибки.

Оценивают работу.

8.Включение в систему знаний и повторение


Учитель предлагает поработать по упр. 462.

(Рассмотреть три таблицы и сказать, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся.

Пользуясь таблицами подготовить связное сообщение на тему «Части речи в русском языке». Привести примеры.)

Выполняют упражнение.














Повторяют знания урока; делают выводы.






Отвечают на вопросы, готовят связное сообщение.

Умение выражать свои мысли.


Построение речевого высказывания.

Планирование ответа; оценивание ответов.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель организует рефлексию.

Уточняет, достиг ли цели каждый.


Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


Учитель даёт дифференцированное задание на дом.



Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Анализируют результаты; подводят итоги.






Анализируют домашнее задание






Дают ответы на вопросы.

Умение выражать свои мысли.

Осуществляют самооценку.

Оценка знаний.