-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
-слушать и понимать речь других.
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне.
Урок русского языка в 3Б классе (УМК «Школа России») Учитель: Морозова Лариса Валерьевна Дата проведения: 27.11.2018 г. |
Тема | Правописание парных звонких и глухих согласные в корне слова. |
Педагогическая цель | Закрепить знания о способах проверки парных согласных в корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов. |
Тип урока | Урок практикум. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся учатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными согласными в словах. |
Личностные результаты | формировать ценностное отношение к русскому языку; воспитывать доброжелательность, терпимость;развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: развивать умения высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке. Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словарь, информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия и термины | Глухой согласный, звонкий согласный, гласный, звук, буква, парные согласные, корень слова., проверяемые и проверочные слова. |
Методы, формы работы | Словесный, практический, наглядный; групповая, индивидуальная, фронтальная, в парах. |
Образовательные ресурсы | М\м презентация, учебник (В.П. Канакина. Русский язык. 2 кл, Ч 2), карточки, оценочный лист. |
Этапы урока | Методы, методические приёмы,формы. | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока. | Приветствие Организация рабочего места Подготовка к учебной деятельности. | – Начинаем урок русского языка. Проверьте свое рабочее место. Откройте тетради. Запишите число, «классная работа». -Ребята, для того чтобы мы объективно оценили вашу работу на уроке, я предложила вам ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (на парте у каждого ученика). Он будет заполняться по ходу урока по моему указанию. | Приветствует учащихся, организует начало работы | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. |
Актуализация знаний. | Минутка чистописания | 1.Вступительное слово учителя. -Ребята играли в игру, передавали зашифрованный приказ. При этом приказе была приписка: «Кот спрятан в дупле старого дуба» Мальчики не могли понять, для чего нужен кот, а зашифрованную записку так и не смогли прочитать. -А вы догадались, в чем тут дело? - Что это за кот? - Код-коды (шифр, ключ) - Какое правило не знали ребята? - А вы знаете это правило? (Дети вспоминают правило) - Сформулируй правило: Написание парных звонких и глухих согласных нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук. - Посмотрите на доску. Какие буквы живут на втором этаже? (звонкие согласные). - Какие согласные-соседи будут жить на первом этаже? (глухие согласные) -Назовите их. - Запишите, чередуя парные согласные. дт зс гк….. -Продолжите дальше самостоятельно (бп вф жш) (Следите за посадкой) | Организует повторение изученного ранее материала, подчеркивает его актуальность для работы на уроке. | Систематизируют знания о звонких и глухих согласных звуках, воспринимают с опорой на наглядности понятие «парные звуки» |
| Исправление и запись деформированного предложения | -Найдите ошибку. Запишите предложение правильно. Что для этого нужно сделать? (для этого глухие согласные нужно заменить звонкими) Шил-пыл у папужкизереньгийкослик. Жил-был у бабушки серенький козлик. -Подчеркните парные звонкие и глухие согласные в словах. | Формулирует задание, контролирует его выполнение. | Определяют учебную задачу и способ ее выполнения, исправляют деформированное предложение, записывают с проговариванием. |
Целепола гание | Определение темы и задач урока | -Ребята, кто догадался, какова тема нашего урока? -Обозначим тему нашего урока так: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». -Как вы думаете, какова наша задача на уроке? Что мы должны узнать, чему научиться? (Мы будем тренироваться проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными согласными в словах). | Уточняет тему и задачи урока | Формулируют тему и задачи урока, планируют свою деятельность |
Повторение изученного материала | Игра («Буквы убежали») | Если парный звук согласный Вызвал у тебя сомнение, Ты на помощь гласный Зови без промедления! -А сейчас постарайтесь угадать, какая буква убежала? Какая буква пропущена? (Звонкие и глухие парные согласные) -Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначать парный по звонкости-глухости звук? (Нет) -А какие слова будут проверочными? (устно) ГРИ..КИ – ГРИБОК ША…КА - ШАПОЧКА БЕРЕ..КА – БЕРЕЗА КНИ…КА - КНИЖЕЧКА ШУ…КА - ШУБА | Активизирует внимание, мотивирует учащихся на работу, создает речевую ситуацию, контролирует выполнение. | Читают, восполняют пропущенные орфограммы, отвечают на вопросы, объясняют алгоритм действий, формулируют правило. |
Комментированное выполнение упр. под руководством учителя | -Посмотрите внимательно на группы слов. Докажите, что слова в каждой группе – родственные (однокоренные) (Один ученик – одна группа слов) 1)хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы; 2) городок, загородный, город, городки; 3) мороз, Морозко, морозит. - А теперь четко произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. -Когда звучание парного по звонкости-глухости звука в слове не совпадает с его написанием? (На конце слова, перед другим парным согласным звуком) -Выпишите слова, написание которых требует проверки. Подчеркните в записанных словах орфограмму, выделите корень. (выполняем с комментированием): Хлеб, хлебцы; город, городки; резчик, резьба; прорубь, рубка; мороз, Морозко. Включить чистый слайд | Определяет учебную задачу и порядок ее решения, организует анализ языкового материала | Анализируют группы слов, ищут доказательства, осуществляют выборочное письмо, определяют орфограмму и ее место в словах, устно подбирают проверочные слова, формулируют вывод. |
Физминутка | Назвали все предметы по порядку, Теперь вас приглашаю на зарядку: Мелкие шажки - раз, два, три. Легкие прыжки – раз, два, три. Вот и вся зарядка – раз, два, три. Мягкая посадка – раз, два, три. -Тихонечко садитесь. Продолжаем работу. | Организует выполнение упр. На снятие физической усталости. | Выполняют игровые упр. вместе с учителем |
3.Словарная работа (письмо отгадки) Работа по карточкам (в парах) | - Послушайте загадки и напишите отгадки: 1. Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко, затихло все: играет (СКРИПКА) 2. На первую ступеньку встал парень молодой, к 12 ступеньке пришел старик седой. (ГОД) 3. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют: не боится он простуды – с первым снегом тут как тут! (СНЕГИРЬ) 4. Дедушка мост мостит без топора и клиньев (МОРОЗ) 5. Избушка новая, для птиц столовая. Зовет обедать, крошек отведать (КОРМУШКА) 6. Пузатый, носатый на печке сопел. Потом закипел и песню запел (ЧАЙНИК) - Составьте из выделенных слов наше новое словарное слово. ПОРОША - Лексическое значение этого слова по словарю Ожегова «Пороша – слой выпавшего с вечера или ночью снега» - Запишите словарное слово в свои тетради, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. - Перед вами карточки. Нужно проверочное слово слева соединить с проверяемым словом справа. В проверяемых словах вставить пропущенную букву. ловок ги – кий гладок ро – кий близок кре – кий резок ло – кий лёгок сла – кий крепок лё – кий гибок гла - кий робок бли – кий сладок ре - кий | Читает загадки, объясняет порядок выполнения и оформления работы в тетради, следит за посадкой, напоминает правила письма. Объясняет порядок выполнения задания, организует работу в парах. | Слушают, отгадывают загадки, записывают отгадки в соответствии с правилами письма (безотрывно, безнажимно, с наклоном), определяют тематическую группу слов, выделяют общность орфограммы, формулируют правило правописания. Читают, воспринимают задание в карточке, распределяют по общему признаку пары слов, выделяют орфограмму, подбирают проверочные слова, работают в парах (обсуждают варианты ответа). |
Закрепление изученного | Составление предложений с указанными сдовами («Веселые рифмы») (устно) Самостоятельная работа | -А теперь поработаем устно: составьте предложения со словами каждой строчки. Соотнесите написание и произношение этих слов (слова на доске): Мышка, кошка, глазки, лапки. (Кошка открыла глазки и схватила мышку лапками) Шубка, шапка и сапожки. (Зимой мне нужны шубка, шапка и сапожки) Березка и сережки. (Весной у березки появятся сережки) | Формулирует учебную задачу, контролирует и оценивает выполнение | Воспринимают учебную задачу, читают, составляют предложение. |
Обобщающая беседа | -С какой орфограммой познакомились на уроке? -Все ли было понятно? Все получалось? -Какое новое правило узнали? Сформулируйте его: (В одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по звонкости-глухости согласный звук обозначается одной и той же буквой). | Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе. | Определяют главные акценты урока, оценивают результаты собственной учебной деятельности. |
Рефлексия | -А теперь оценим вашу работу: У кого -7-8 плюсиков – «5» У кого 5-6 – «4» -Ребята, спасибо вам за урок. Я желаю вам успехов. | | |
Итог урока | Домашнее задание | | Объясняет порядок выполнения и оформления дом.работы | Воспринимают задачу, определяют алгоритм выполнения задания. |