СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Основа слова", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Основа слова", 2 класс»

Приложение №1

к региональным требованиям к профессиональной

деятельности педагогических работников

при аттестации на квалификационные категории

по должности «учитель» (начальные классы)


Технологическая карта урока

ФИО учителя: Глухенко Мария Ивановна

Класс: 2

УМК: «Школа 21 века»

Предмет: русский язык

Тема: «Основа слова»

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в теме

Цель: создать условия для ознакомления с понятием «основа слова», способствовать развитию умения выделять значимые части слова, применять алгоритм нахождения основы слова, развивать умение подбирать слова к схемам.



*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Понимать значение понятия «основа слова». Применять алгоритм нахождения основы слова. Выделять значимые части слова. Подбирать слова к схемам. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.


Уметь действовать по алгоритму. Сравнивать с эталоном выполненную работу, оценивать ее. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета. Участвовать в диалоге, в паре на уроке. Оформлять свою мысль в письменной и устной речи.

Выражать положительное отношение к школе, процессу познания, проявлять желание узнать новое; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Приобретать первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.




Ход урока


**Название

этапа урока




Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

положительное настраивание на работу и   установление доброжелательной атмосферы;















Фронтальная. Словесный метод. Слово учителя.

Приветствие учащихся «Поздоровайся ладошками».

-Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке будет так же тепло и уютно. А теперь за работу.

- Проверяем готовность.

Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Выполняют действия по заданию учителя.

Организуют

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Положительный настрой на активную работу

Наблюдение учителя




































Чистописание.

Повторить написание строчной буквы б в соединении с гласными, развитие каллиграфических навыков.


Индивидуальная. Практический. Письмо.

Запись буквы б на доске, поэлементный анализ, характеристика звука.


Оцените свою работу по шкале: «правильность, аккуратность»

Дают характеристику звуку. Выполняют письмо по образцу.

Оценивают написание по критериям.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Наблюдение учителя. Правильное написание.


Выставляют знаки на оценочных шкалах по критериям правильность и аккуратность.


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное учебное действие. 

Мотивация к пробному учебному действию. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальная.

Вспомним, из каких частей состоит слово.

Догадайтесь, что это? Составляем кластер.

-Я у дуба.
Я у зуба.
Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту. Я не вверх, а вниз расту (корень).
Как догадались? Докажите словами из загадки.

-После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.
Называю домиком.
-Перед корнем есть ….
Слитно пишется она.
И при помощи…
Образуются слова.
Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?

-На конце любого слова
…ищет Вова. С другим словом держит связь. он найдет. Его в рамочку возьмет.
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы).

Ребята, смотрите у меня такая схема разбора слова по составу, скажите

Все ли в ней верно?

Дайте определения

частей слова.

Дайте определение каждой части слова.

Дети отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки. Составляют кластер на доске.

Отвечают на вопросы учителя. Дают определение частей слова.


Предметные: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное.





Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, вырабатывают каллиграфический почерк.

Постановка проблемы. Нахождение способов действия.



Наблюдение.



































Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Постановка темы и задач.


Фронтальная.

-Ребята, но у нас есть ещё один квадратик в нашем кластере. Как вы думаете почему? А ещё и новая схема. Что с ней произошло?

Попробуйте сформулировать тему урока. (Учитель после высказываний учащихся подводит итог четко сформулированной темой)

Какой будет задача каждого из вас на сегодняшнем уроке?

Выслушивает нескольких учащихся.

Дают ответы. Каждый ребенок формулирует задачу для себя. Узнать название новой части слова, для чего она служит, как обозначается, где находится в слове, учиться находить основу в слове по алгоритму.

Сформулированы тема и задачи. Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.









Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию активность

Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

Построение нового способа действия

Парная

Фронатльная.

Грамматическая сказка.

Про маленький мудрый корень – берёз -.

Жил – был на свете корень – берёз -. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время и превратился маленький-премаленький корень-корешок – берёз - в огромное семейство слов.
-Попробуйте назвать его родственников. Поработайте в паре.
-Запишите несколько слов, которые образовали.

– берёз - берёза, берёзовый, подберёзовик, берёзка, березняк, берёзы. Разберите слова по составу.

-Какие части слов использовали для образования новых слов? (суффикс, суффик – приставка, суффикс)
-Как называют способы образования новых слов? (схема на доске)

-Какое слово лишнее и почему?

-Вроде всё мы выучили. Где ещё найти часть слова, о которой мы говорили вначале урока?

- Есть ли у вас какие - нибудь предположения? Где мы можем это проверить?

В этом нам поможет наш учебник, откройте его на стр. 165 и прочитайте тайны языка.

Задайте вопросы по теме.

Что такое основа слова?

Где находится?

Зачем нужна?

Слушают учителя.












Подбирают однокоренные слова.

Обсуждают в парах, записывают в тетрадь, разбирают по составу.

Проверяют и оценивают работу друг друга.




- В учебнике.

Находят в учебнике правило. Читают текст в учебнике, знакомятся с правилом, называют новую часть в словах, обозначают основу в них.

проверяют, убеждаются в правильности своего выбора.

Умеют находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умеют проверять написанное; сравнивать слова по составу; удерживают учебную задачу урока, участвуют в ее решении, используют для обоснования собственных суждений, ответа на вопросы.











Выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.



Сформулировано правило








Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию правильность

Физминутка

Снятие напряжение.

Фронтальная


1)Зарядка для глаз.

2) Я буду называть приставки, а вы подумайте какие действия можно сделать.
-под – подняться
-со – согнуться
-разо – разогнуться
-по – положить руки за спину, подышать, потянуться, помахать руками.

Выполняют задания по инструкции учителя.

Настрой на дальнейшую работу, снятие напряжения.


Усвоение новых знаний и способов действий. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 

Фиксация во внешней речи нового учебного действия

Фронтальная, парная

Итак, что же нужно сделать, то бы найти основу?

Как найти окончание? Давайте составим алгоритм нахождения основы слова в словах:

1.Прочитай слово.
2. Выдели окончание (измени форму слова)
3. Часть слова без окончания и есть основа.

4. Выделяем основу слова.

Проговорите алгоритм друг другу в парах.

Работа в парах: упр. 1, с. 165. Обозначь основу в словах. После выполнения работы в парах, записи сравниваются и анализируются.

Оцените себя по шкале «Понимание»

- Выделить окончание.

-Изменить форму слова.



Составляют алгоритм под руководством учителя.

Проговаривают в парах алгоритм, пользуясь алгоритмом выделяют основу в словах.

Сформулированное правило, представлено в виде алгоритма и прокомментировано во внешней речи













Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию понимание

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Применение нового учебного действия на практике

Индивидуальная

- Кто считает, что понял хорошо, как находить основу в слове? Поднимите руки!

(Если руки подняли не все учащиеся, учитель организует с ними работу с 2- 3 словами, а далее такие учащиеся выполняют работу самостоятельно).

Тогда давайте это проверим. Выполните задания на карточках по вариантам I вариант – Запиши слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание, как в слове речка. Выделить основу слова.

II вариант – корень как в слове лыжня, суффикс, как в слове грибница, приставки – нет, окончание как в слове лиса .

Упражнение 5, с.166

Придумать и записать слова, чтобы в основу входили такие части

Результат своей работы проверьте по эталону на столе учителя и оцените. Молодцы, ребята! Теперь вы знаете все части слова, умеете их находить. А также составлять слова по схемам.

Оцените себя по шкале «Понимание»

Учащиеся поднимают руки








Выполнение учащимися упражнения




















Самопроверка по эталону и оценка по шкале

Выполнено задание и проверено по эталону













Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию правильность

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

фронтальная

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? У кого задача выполнена?

Игра « Зажги свет в домике»

У вас карточка с изображением домика

Я буду говорить утверждение, если вы с ним согласны закрашиваете окошко, если нет пропускаете.

Утверждения:

1.Основа слова может быть равна корню.

2. В основу слова может входить окончание

3.В основе слова обязательно должен быть суффикс.

4.В основу слова никогда не входит окончание.

5. Основа-это часть слова без приставки.

6.Основа-это часть слова без корня.

7. Что бы найти основу слова, нужно найти окончание.

8. Часть слова без окончания является основой слова.

-У кого в

домика горит свет, так же как у меня? Молодцы!

-У кого горит свет не в тех окошках? -Каких знаний вам не хватило для выполнения задания правильно, что нужно сделать? Оцените свою работу на уроке. Кто желает высказаться по своим оценочным листам? Как вы себя оцениваете и над чем нужно поработать?

Вы все сегодня молодцы!

Домашнее задание Упражнение 1, урока 74 из тетради «Пишем грамотно»№1

Вспоминают и озвучивают задачи, поставленные в начале урока. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают правило и алгоритм.





Проверка по схеме




Зафиксировано учебное действие, оценка собственной деятельности

Наблюдение учителя. Заполненные оценочные листы сдаются учителю (по ответам учащихся и самооценкам в листах учитель делает выводы). Фиксация затруднений.