| **Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | положительное настраивание на работу и установление доброжелательной атмосферы; | Фронтальная. Словесный метод. Слово учителя. | Приветствие учащихся «Поздоровайся ладошками». -Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке будет так же тепло и уютно. А теперь за работу. - Проверяем готовность. | Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Выполняют действия по заданию учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Положительный настрой на активную работу | Наблюдение учителя |
| Чистописание. | Повторить написание строчной буквы б в соединении с гласными, развитие каллиграфических навыков. | Индивидуальная. Практический. Письмо. | Запись буквы б на доске, поэлементный анализ, характеристика звука. Оцените свою работу по шкале: «правильность, аккуратность» | Дают характеристику звуку. Выполняют письмо по образцу. Оценивают написание по критериям. | Вырабатывают каллиграфический почерк. | Наблюдение учителя. Правильное написание. Выставляют знаки на оценочных шкалах по критериям правильность и аккуратность. |
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное учебное действие. | Мотивация к пробному учебному действию. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальная. | Вспомним, из каких частей состоит слово. Догадайтесь, что это? Составляем кластер. -Я у дуба. Я у зуба. Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту. Я не вверх, а вниз расту (корень). Как догадались? Докажите словами из загадки. -После корня он стоит, Перед окончанием. Его я, если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю домиком. -Перед корнем есть …. Слитно пишется она. И при помощи… Образуются слова. Какое слово пропущено в стихотворении? Почему? -На конце любого слова …ищет Вова. С другим словом держит связь. он найдет. Его в рамочку возьмет. -Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы). Ребята, смотрите у меня такая схема разбора слова по составу, скажите Все ли в ней верно? Дайте определения частей слова. Дайте определение каждой части слова. | Дети отвечают на вопросы. Отгадывают загадки. Составляют кластер на доске. Отвечают на вопросы учителя. Дают определение частей слова. Предметные: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, вырабатывают каллиграфический почерк. Постановка проблемы. Нахождение способов действия. | Наблюдение. |
| Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Постановка темы и задач. | Фронтальная. | -Ребята, но у нас есть ещё один квадратик в нашем кластере. Как вы думаете почему? А ещё и новая схема. Что с ней произошло? Попробуйте сформулировать тему урока. (Учитель после высказываний учащихся подводит итог четко сформулированной темой) Какой будет задача каждого из вас на сегодняшнем уроке? Выслушивает нескольких учащихся. | Дают ответы. Каждый ребенок формулирует задачу для себя. Узнать название новой части слова, для чего она служит, как обозначается, где находится в слове, учиться находить основу в слове по алгоритму. | Сформулированы тема и задачи. Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя. | Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию активность |
| Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. | Построение нового способа действия | Парная Фронатльная. | Грамматическая сказка. Про маленький мудрый корень – берёз -. Жил – был на свете корень – берёз -. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время и превратился маленький-премаленький корень-корешок – берёз - в огромное семейство слов. -Попробуйте назвать его родственников. Поработайте в паре. -Запишите несколько слов, которые образовали. – берёз - берёза, берёзовый, подберёзовик, берёзка, березняк, берёзы. Разберите слова по составу. -Какие части слов использовали для образования новых слов? (суффикс, суффик – приставка, суффикс) -Как называют способы образования новых слов? (схема на доске) -Какое слово лишнее и почему? -Вроде всё мы выучили. Где ещё найти часть слова, о которой мы говорили вначале урока? - Есть ли у вас какие - нибудь предположения? Где мы можем это проверить? В этом нам поможет наш учебник, откройте его на стр. 165 и прочитайте тайны языка. Задайте вопросы по теме. Что такое основа слова? Где находится? Зачем нужна? | Слушают учителя. Подбирают однокоренные слова. Обсуждают в парах, записывают в тетрадь, разбирают по составу. Проверяют и оценивают работу друг друга. - В учебнике. Находят в учебнике правило. Читают текст в учебнике, знакомятся с правилом, называют новую часть в словах, обозначают основу в них. проверяют, убеждаются в правильности своего выбора. | Умеют находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умеют проверять написанное; сравнивать слова по составу; удерживают учебную задачу урока, участвуют в ее решении, используют для обоснования собственных суждений, ответа на вопросы. Выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Сформулировано правило | Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию правильность |
| Физминутка | Снятие напряжение. | Фронтальная | 1)Зарядка для глаз. 2) Я буду называть приставки, а вы подумайте какие действия можно сделать. -под – подняться -со – согнуться -разо – разогнуться -по – положить руки за спину, подышать, потянуться, помахать руками. | Выполняют задания по инструкции учителя. | Настрой на дальнейшую работу, снятие напряжения. | |
| Усвоение новых знаний и способов действий. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Фиксация во внешней речи нового учебного действия | Фронтальная, парная | Итак, что же нужно сделать, то бы найти основу? Как найти окончание? Давайте составим алгоритм нахождения основы слова в словах: 1.Прочитай слово. 2. Выдели окончание (измени форму слова) 3. Часть слова без окончания и есть основа. 4. Выделяем основу слова. Проговорите алгоритм друг другу в парах. Работа в парах: упр. 1, с. 165. Обозначь основу в словах. После выполнения работы в парах, записи сравниваются и анализируются. Оцените себя по шкале «Понимание» | - Выделить окончание. -Изменить форму слова. Составляют алгоритм под руководством учителя. Проговаривают в парах алгоритм, пользуясь алгоритмом выделяют основу в словах. | Сформулированное правило, представлено в виде алгоритма и прокомментировано во внешней речи | Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию понимание |
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применение нового учебного действия на практике | Индивидуальная | - Кто считает, что понял хорошо, как находить основу в слове? Поднимите руки! (Если руки подняли не все учащиеся, учитель организует с ними работу с 2- 3 словами, а далее такие учащиеся выполняют работу самостоятельно). Тогда давайте это проверим. Выполните задания на карточках по вариантам I вариант – Запиши слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание, как в слове речка. Выделить основу слова. II вариант – корень как в слове лыжня, суффикс, как в слове грибница, приставки – нет, окончание как в слове лиса . Упражнение 5, с.166 Придумать и записать слова, чтобы в основу входили такие части Результат своей работы проверьте по эталону на столе учителя и оцените. Молодцы, ребята! Теперь вы знаете все части слова, умеете их находить. А также составлять слова по схемам. Оцените себя по шкале «Понимание» | Учащиеся поднимают руки Выполнение учащимися упражнения Самопроверка по эталону и оценка по шкале | Выполнено задание и проверено по эталону | Выставляют знаки на оценочной шкале по критерию правильность |
| Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | фронтальная | Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? У кого задача выполнена? Игра « Зажги свет в домике» У вас карточка с изображением домика Я буду говорить утверждение, если вы с ним согласны закрашиваете окошко, если нет пропускаете. Утверждения: 1.Основа слова может быть равна корню. 2. В основу слова может входить окончание 3.В основе слова обязательно должен быть суффикс. 4.В основу слова никогда не входит окончание. 5. Основа-это часть слова без приставки. 6.Основа-это часть слова без корня. 7. Что бы найти основу слова, нужно найти окончание. 8. Часть слова без окончания является основой слова. -У кого в домика горит свет, так же как у меня? Молодцы! -У кого горит свет не в тех окошках? -Каких знаний вам не хватило для выполнения задания правильно, что нужно сделать? Оцените свою работу на уроке. Кто желает высказаться по своим оценочным листам? Как вы себя оцениваете и над чем нужно поработать? Вы все сегодня молодцы! Домашнее задание Упражнение 1, урока 74 из тетради «Пишем грамотно»№1 | Вспоминают и озвучивают задачи, поставленные в начале урока. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают правило и алгоритм. Проверка по схеме | Зафиксировано учебное действие, оценка собственной деятельности | Наблюдение учителя. Заполненные оценочные листы сдаются учителю (по ответам учащихся и самооценкам в листах учитель делает выводы). Фиксация затруднений. |