Формируемые - Сформировать представление о правописании предлогов о, об; - развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Ученик получит возможность научиться: - Правильно писать безударные падежные окончания; - Правильно использовать в устной и письменной речи предлоги о, об. | Формируемые УУД: Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: Постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Будут созданы условия для формирования у ученика: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Создание мотивационной основы учебной деятельности Актуализация знаний. Осложненный словарный диктант. - Запишите слова в заданной форме. Выделите окончания. Календарь (Т. п.), богатство (Т. п.), инженер (Р. П.), пейзаж (Т. п.), портрет (Т. п.), морковь (Р. п.), дорога (Р. П.), тетрадь (Д. п.), ученица (Д. п.), агроном (Р. П.), яблоко (В. п.), деревня (Д. п.), мебель (Д. п.), железо (В. п.), адрес (Д. п.), багаж (Т. п.), телеграмма (Р. п.). Взаимопроверка. Оценка. Повторение о падежах. - Мы изучаем падежи имен существительных. - Назовите падежи и вопросы к ним. - Какие окончания имен существительных нуждаются в проверке? (Безударные) - Расскажите о способах проверки безударных падежных окончаний. (Ответы учащихся) - Предлагаю вам отгадать загадку: Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница … (зима). - Кому принадлежат эти строки? (А. С. Пушкину) - С кем поэт ассоциирует зиму? (С человеком) - Как он ее называет? (Волшебница) - Подберите однокоренные слова к слову зима. На доске предложение. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. - Прочитай предложение. - Что оно напоминает? (Скороговорку) - Определите падеж имени существительного на заре? (Предложный падеж) - Нужно ли его проверять? (Нет, оно ударное) Создание проблемной ситуации - Сегодня мы продолжим исследовать падежи. - Откройте учебник и найдите тему урока. (Предложный падеж) - Что вы о нем знаете? (Ответы учащихся) - Что поможет нам получить полную информацию о падеже? (Учебник) - Найдите упражнение 227, рассмотрите таблицу и расскажите о предложном падеже. (Ответы учащихся) – Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чём рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. В. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами. - Поработаем сообща (работа в парах), выполните упражнение 228. (Выпишите из стихотворения имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом. Укажите склонение и выделите падежные окончания.) На земле (1 скл.), в берлоге (2 скл.), в дупле (2 скл.), в серебре (2 скл.), в постели (3 скл.), в трубе (1 скл.) Самопроверка. - Назовите имена существительные, в которых окончания нужно проверять. (В берлоге, в постели). Поверьте. - В зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год. Главный герой Нового года – Дед Мороз. Он дарит подарки. - Что надо сделать, чтобы Дед Мороз подарил вам подарок? (Написать ему письмо). - А вы написали уже письмо Деду Морозу? (Ответы учащихся) - Девочка, которая живет со мной по соседству, и учится во втором классе, рассказала мне, что она написала письмо Деду Морозу. Я спросила ее, о чем же она написала? И одно предложение из ее рассказа я решила показать вам. На доске предложение. Я рассказала Деду Морозу о учебе, о кошке, о сестре, о игре. - Попробуйте разобраться, в чем она допустила ошибку. (Дети высказывают предположения, затрудняются, выясняется, что им самим не хватает знаний.) | Изменяют форму имени существительного, записывают, выделяют окончания. Проводят взаимоконтроль, оценивают одноклассника. Называют падежи и вопросы к ним. Отвечают на вопросы. Рассказывают о двух способах проверки безударных падежных окончаний. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Подбирают однокоренные слова к слову зима. Читают предложение, отвечают на вопрос, определяют падеж существительного на заре. Проводят мыслительную операцию. Работают с учебником, читают тему урока, рассказывают о предложном падеже. Работают с таблицей, дополняют сведения о предложном падеже. Работают в паре, находят имена существительные предложного падежа, выписывают их вместе с предлогами, определяют склонение. Проводят самоконтроль, самооценку. Проводят мыслительную операцию. Слушают учителя. Участвуют в диалоге. Читают предложение, выдвигают предположения. |
3.2. Воспроизведение и применение знаний, формирование умений, предметных способов действий, создание и проверка алгоритма и др. - Составим алгоритм написания предлогов о, об. (1. Определим, с какой буквы начинается слово; 2. Вспомним, какой предлог нужно писать.) - Проверим алгоритм. - Выполним упражнение 229 по заданию. - Поставьте данные существительные в форму предложного падежа с предлогами о или об. Запишете их. Составьте предложение с одним из данных слов. (Об арене, о манеже, об узоре, о рисунке, об отце, о папе, об экипаже, о команде, об искренности, о душевности, о сердечности.) Физкультминутка (2 мин) Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес? Слева елка в сугробе стоит, Справа березка на нас глядит. Мы шагаем, мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Дышим ровно глубоко… Через сугробы переступаем, Снег руками разгребаем, Мы друг другу помогаем И от ветра закрываем. Мы погреемся немножко И похлопаем в ладошки. | Участвуют в диалоге, составляют алгоритм. Участвуют в диалоге, пользуют алгоритм. |