СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка " Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему: Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка " Знаки препинания в сложносочиненном предложении"»

разработка технологической карты урока



1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

30 урок (2 четверть)

Тема урока

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: учащиеся оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему, ключевые слова).

Предметные: учащиеся научатся находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения; расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений, определять случаи отсутствия знака препинания в ССП.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): сложносочинённое предложение, постановка/отсутствие знаков препинания

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): ноутбук, проектор, экран, учебники «Русский язык. 9 класс» (под. ред. Баранова, Тростенцовой)


2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

-Ребята, знаете, как можно улучшить настроение и проснуться?

- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо улыбнуться.

Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Запишите число, классная работа.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

  1. Допишите нужное:

1) Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами … и …. (союзным и бессоюзным)

2) Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются … (бессоюзными)

3) Равноправны по смыслу части … и … (сложносочинённого и бессоюзного)

4) Предложения, в которых от одной части к другой можно задать вопрос … (сложноподчинённое)





Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Посмотрите на доску и скажите, что вы можете сказать, глядя на эти условные обозначения?

[ ],и [ ]. [ ],или [ ]. [ ],но [ ].

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О сложных предложениях)

Что это за сложные предложения? (Это сложносочинённые предложения)


Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока? (Сложносочинённые предложения - записывают тему урока в тетрадь)


Цель нашего урока – научиться расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении.


Чтобы достигнуть цели, какие задачи мы поставим перед собой?

(1. Уметь находить ССП

2.Уметь расставлять знаки препинания

3.Уметь находить грамматические основы простых предложений, входящих в состав ССП)


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


– Давайте рассмотрим теоретический материал к сегодняшней теме. Заполните 3 колонку примерами, данными ниже

ССП

Знак

Пример

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

Запятая

День выпал теплый, и кое-где в последний  раз  зардела  рябина.

Предложения имеют один общий член, общее вводное слово.

Запятую не ставим перед союзами  и, да (= и),  или, либо

В городском парке играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых – это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени осталось ждать?


Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

Тире

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

Предложения: 1.Который теперь час и сколько времени осталось ждать? 2.День выпал теплый, и кое-где в последний  раз  зардела  рябина.

3.С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин). 4. В городском парке играл оркестр и пел хор песенников.



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Практикум. Работа в группах

На столе для каждой группы предложения.

1. Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело.

2. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)

3. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. (А.С. Пушкин)

4. Дождь утратил постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось. (В.К. Арсеньев)

5. Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч. (К.Г. Паустовский)

6. Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.(А.С. Пушкин)

7.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

8.Талая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

Задание.

1-й группе – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения; выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.

2-й группе – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения; переделать данные предложения так, чтобы получились сложносочиненные конструкции.

3-й группе – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочиненные конструкции; выделить грамматические основы и союзы.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Графический диктант.

На слух определите, есть ли в предложении общий второстепенный член. Если есть ставим +, нет-

В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнуться вслед пролетающим облакам. +

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. +

Небо заволокло тучами, и дождю конца не видится. -

Становилось темно, и мы долго плутали по лесу.-


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Творческое задание. Сегодня мы не можем не сказать о роли ССП в художественной речи. Они  создают легкость, воздушность, смысловую прозрачность текста, в отличие от «тяжеловесных» конструкций со сложноподчиненными предложениями, используются  для создания экспрессивно окрашенного высказывания. Я предлагаю вам творческое задание: составить сложносочинённые предложения или предложения с однородными членами, в которых есть союз И,используя сюжет картины  

Поленова « Заросший пруд» .Прокомментировать.  

1.Лес на заднем плане картины  выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

2.Можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько  сидят русалки и неторопливо расчесывают длинные волосы.

3.Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

4.Берег зарос скромными полевыми цветами, и на них  сквозь могучие кроны деревьев падает яркий солнечный свет.

5. Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека.

6.Зеркальная поверхность воды застыла, а на ней зеленеют листья кувшинок.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б)  Между однородными членами предложения ставится запятая, если они соединены повторяющимся союзом «и».

В)  Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая, если его части тесно связаны между собой, обозначают последовательно или одновременно происходящие события.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Он был в машине один и, хотя ехал быстро, сохранял полное спокойствие.

2)  Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли.

3)  Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость.

4)  Из бочки с дождевой водой сейчас никто не брал воду, и вода в ней была тёплая, застоявшаяся, зелёная.

5)  Телеграфные провода, ресницы людей, ворс рукавиц  — все было разукрашено сверкающим снегом.

Ответ: 432

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Текст 1

Лес был разный: сухой бор с вековыми соснами и завалами; смешанный лес со старыми елями, березами; березняк, осинник и непроходимые заросли ольхи, перевитой хмелем; болота с зыбким травяным покровом, не дай бог провалиться, были болота с кочками – клюквенные.

И в какие бы чащобы мы не попадали, всегда находили путь к дому. Ориентироваться в лесу научились безошибочно, как птицы. Мы выработали в себе какое-то особенное свойство чувствовать направление, дорогу по солнцу ли, по деревьям, по их ветвям, по мху, лишайнику, на них растущему, по направлению венчика цветка, по расположению травки…

По В.Сидорову

Выпишите из текста 1 способы ориентировки в лесу

Допишите концовку текста 1, предлагая собственные способы ориентировки в лесу


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Из предложенных ниже предложений выберите ССП и аргументируйте ваш ответ: ССП – это…

1. Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

2. Люблю немолчный говор твой

И поэтические слёзы.

3. Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

4. Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провёл два года незаметных.

5. Луна сияла, июльская ночь была тиха.

Какие особенности 1ССП вы отметили?

Что можете сказать о втором предлжении? (простое, односоставное, О/Л, осложнено однородными дополнениями – прямыми. А что такое прямые дополнения? Почему не стоит знак – союз и – одиночный)


Давайте вспомним разновидности смысловых отношений между частями ССП – соединительные, разделительные, противительные.

Теперь прочитайте предложения. Сначала с соединительными

союзами, вторая - с противительными, а третья - с разделительными.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

1. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.
1)Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.
2)Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
3)Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4)С утра шел дождь, и гремел гром.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Гости разъехались, и в доме наступила тишина.
2)Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.
3)Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.
4)В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.

3. В данном предложении пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, разделяющих части ССП.
Чистая, (1) как слеза, (2) вода Байкала не терпит мусора, (3) и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок ,(4) коряги.

Ответ:423


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- Какова была цель нашего урока?

- Удалось ли нам достичь её?

- Перед вами лежат листочки самоанализа вашей работы на уроке. Заполните их.

Запомнил


Научился

Повторил

Активно

участвовал

Оценка








Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Выпишите из литературного текста по ССП к каждой строчке таблицы.






4