познакомить с историей возникновения и функцией знаков препинания, их ролью в речи;
совершенствовать навыки правильного пунктуационного оформления текста.
формировать умение правильно использовать знаки.
развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитывать любовь к родному русскому языку.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
совместно договариваться, уметь работать в парах, группах, контролировать действия партнёров.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Учитель создает эмоциональный настрой на урок. Приветствует. Проверяет посадку. - Прочитайте девиз нашего урока. Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. | Приветствуют учителя. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2.Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации. | -Чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте стихотворение, скажите, о чем оно? Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения. - О чем говорится в стихотворении? -Почему их нужно почитать? Для чего они нужны нам в письменной речи? -Знаки препинания очень важны для письменной речи. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи. -А все ли знаки препинания вы знаете? Знаете ли вы историю их возникновения? Какие цели вы поставите? | Отвечают на вопросы. Учащиеся формулируют тему и цель урока. | Регулятивные: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: - структурировать знания; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3. Изучение нового материала. | Прочитайте текст. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек? Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие [...], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [—], скобки [( )] и кавычки [„ “ « »]. А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и другие) появились одновременно? Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов. Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако в тот период не были установлены строгие правила её употребления, кроме того, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё. Например: въоновремя • ПрИБЛИЖЛШбСЯПрЛЗДНИКЪ • (Архангельское Евангелие, 11 век) Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких 4 знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке 16—18 веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. В 16 веке учение о знаках препинания называлось учением «о силе точек» или «о точечном разуме» - Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа. | Изучают информацию по учебнику Объясняют свое мнение. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить в тексте ответы на вопросы |
4. Физкультминутка. | Послушайте шутливое стихотворение и покажите нужный знак препинания в конце предложений. Точка – присесть на корточки. Знак вопроса – наклон туловища, дотянуться до носков ног. Восклицательный знак – потянуться вверх. Собралась компания Знаков препинания… Кто из них нужнее… Кто из них важнее… Прибежал чудак Восклицательный знак… -Ура… -Долой… -Караул… -Разбой… Притащился кривоносый Вопросительный знак… -Кто… -Кого… -Откуда… -Как…. И сказала точка – Точка одиночка…. -Мной кончается рассказ, Значит я важнее вас… | Выполняют упражнения | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Метапредметные: настраиваться на физическую деятельность. |
5.Систематизация знаний. Расширение представлений о роли знаков препинания. | -Запишите в словарики только значение слов: Пунктуация (от латинского слова punctum — «точка») — это система знаков препинания и правил их использования при письме. Из истории языка и культуры Первоначально точка была единственным знаком препинания. В 15 веке появляется много других знаков препинания, но значения каждого из них могли быть самыми разными. Первыми знаками препинания, выделенными из многоликой массы остальных знаков, были точка и знак вопроса. Точка была понята как обозначение законченности высказывания, знак вопроса — обозначение вопросительного смысла. (По С. Абакумову) Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать — «остановить, задержать в движении». Заимствовано было название только одного знака препинания — тире («черта») — из французского tiret, tirer. Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году. (По Н. Гольцовой) | Работают в словариках | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; делать выводы |
6. Первичное закрепление | - Вы сейчас будете работать в группах. Возьмите карточку. Не забывайте о правилах работы. -Прочитайте фрагмент текста из «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (1775 год). Какой знак в тексте назван единительным? Почему? Единительный знак разделённое в две строки одно речение показывает: непости-жимъ Богъ. Здесь наблюдать должно, чтобы не разлучать букв, до одного склада надлежащих. -Что означают слова речение и склад в тексте М. В. Ломоносова? Посоветуйтесь и запишите правило из грамматики Ломоносова на современном русском языке. | Выполняют задание, заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы. Изучают информацию по учебнику. Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения. | Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль Регулятивные: планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
7. Применение нового знания | Прочитайте фрагмент текста из «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (1775 год). Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки в строках... Строчные знаки суть запятая (,), точка (.), две точки (:), точка с запятой (;), вопросительный знак (?), удивительный (!), единительный (знак переноса -), вместительный (скобки). Какие знаки, перечисленные в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова, используются сейчас? Сделайте в тетради такую же таблицу и заполните её. Современные знаки препинания | Знаки в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова | точка (.) | | запятая (,) | | точка с запятой (;) | | многоточие (...) | | двоеточие (:) | | вопросительный знак (?) | | восклицательный знак (!) | | скобки ( ) | | тире (—) | | кавычки (« ») | | | Выполняют творческое задание. Взаимопроверка. Сравнение с образцом. | Познавательные: - строить логическую цепь рассуждений; Личностные: - адекватной, позитивно, осознанно оценивать себя Коммуникативные: - управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - правильно использовать монологическую и диалогическую формы речи родного языка. |
8.Рефлексия. Подведение итога урока. | - Какие цели ставили? Удалось их решить? Каким способом? -Какое задание показалось вам интересным? Какое трудным? -А какие хорошие дела мы делали на уроке? (Проверяли и помогали друг другу, …) - Оцените свою работу на уроке. - Комментирование оценок. - Домашнее задание: расставьте в стихотворении запятые так, чтобы небылица превратилась в быль. Я видел павлина с хвостом огневым я видел комету с лицом дождевым я видел тучу на грядке растущую я видел репу по кочке ползущую я видел улитку сома проглотившую я видел речку пивом бурлившую я видел бочку с головку спички я видел слёзы на кукольном личике я видел глаза с огнём в глубине я видел дома над землёй в вышине я видел солнце в двенадцать ночи я видел того, кто всё видел воочию. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают свои достижения | Личностные: развивать способность к самооценке. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности. |