II.Мотивация деятельности и актуализация знаний. (1 мин.) | Мотивация к учебной деятельности и организация включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне - Ребята, вы любите преодолевать трудности? - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. - Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. -Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности | Устные ответы |
IV. Формулирование темы урока, постановка цели (10 мин.) | -Послушайте стихотворение. Окно. Перед ним Моё кресло стоит. А за окном – Замечательный вид. Речка. За ней Заливные луга. Стадо пасётся, Желтеют стога. В речке полощется Солнечный свет… Словом, картина – Прекраснее нет. И в восхищенье От вида такого, Художнику я позвонил Иванову. Э. Успенский – Как вы думаете, к какому жанру будет относиться картина, заказанная поэтом? Конечно, это пейзаж, и наш урок сегодня будет посвящен пейзажу. Эпиграфом нашего урока могут служить стихи: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И. А. Бунин Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов и научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях (Слайд 12) Пейзаж – один из жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? (Слайд 13) С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа. (Слайд 14) Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов. Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток) Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей) Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы. Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег. Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости. Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира. “У каждого времени года Особенный запах и цвет. Но, так совершенна природа, Что в целом ее краше нет”. О.Рязанова Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души) Какое может быть настроение? (плохое, хорошее) (Слайд17) Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката - зыбкие и тонкие изменения в природе - приходят в искусство пейзажной живописи. (Слайд 18) В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось направление - импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». (Слайд 19) Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе - на пленэре. Он создавал целые живописные циклы - серии картин, в которых один и тот же пейзаж представал в разных погодных условиях и в разное время суток. (Слайд 20-24.) Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании. На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают , На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно. У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления. Необычайное эмоциональное видение мира принес в живопись Винсент Ван Гог. С помощью ритмической организации цветовых мазков он , обостряя состояние природы, выражал напряжение собственных чувств., свое взволнованное вдохновение. Давайте рассмотрим внимательно картины. ( Слайд 25 - 26 ) Как меняется цвет в природе. (Слайд 27-28) | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов | Устные ответы |
VI. Практическая часть. (5 мин.) | На экране выведено – Paint. (Слайд 29) -Кто знает перевод этого слова и сможет нам его прокомментировать? Как вы думаете, для чего я его написала? Учащиеся предполагают, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют идею: - Paint - в переводе с английского означает «рисовать» - на уроке будем выполнять рисунки с помощью компьютера - мы будем рисовать с помощью программы Paint . Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам создать свой пейзаж-настроение, передать состояние природы: утром или вечером, в дождь или солнце, весной, летом или осенью…. Продумай и объясни какое цветовое состояние характерно для каждого из пейзажей: «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Закат». Важно! Создать колорит (цветовой строй, отвечающий замыслу) Не забыть о воздушной и линейной перспективе Продумать интересную композицию Характер живописных мазков: энергичные или текучие, мелкие или широкие, размашистые… (Слайд 30--31) Задание мы будем выполнять с помощью графического редактора Paint. (слайд32) | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке. Познавательные: научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, анализировать, искать наиболее целесообразные способы решения задач. Коммуникативные: умеют слушать учителя, коллективно анализировать изделие, наблюдать | |
VIII. Выполнение задания (15 мин.) | Повторение теоретического материала: Вопросы: Как запускается графический редактор? Из чего состоит рабочее окно программы? Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик. Инструменты рисования линий: линия, кривая. Инструменты создания стандартных фигур: эллипс, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник. Еще какие инструменты вы знаете? (масштаб, надпись, выделение областей). Рекомендации по выполнению задания: Выберите карандаш или кисть. В палитре выберите нужный цвет. Проведите линию горизонта от правой до левой границы рабочего поля. Выберите инструмент заливка. Щелкните мышью над линией горизонта. Выберите в палитре нужный вам цвет. Щелкните мышью в любом месте под линией горизонта. Выберите цвет Инструмент эллипс. На небе нарисуйте круг-солнце. Выберите инструмент линия. Нарисуйте лучи солнца. Выберите инструмент распылитель. Нарисуйте на небе белые облака. Нарисуйте вдаль убегающую дорогу. Сохраните рисунок. ЗАВЕРШАЕМ работу | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать | Изображение пейзажа |
VIII.Контрольно-оценочный этап. (5 мин.) | Подведем итоги: -В ходе урока мы вами вспомнили: жанры изобразительного искусства, виды пейзажей, познакомились с цветовой гаммой в зависимости от времени года и части суток. - Легко ли вам было работать с помощью графического редактора? - Графический редактор одна из удобных информационных технологий для рисования. - Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. - А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. - Оцените пожалуйста свой рисунок по пятибалльной шкале. - На партах у вас лежат два квадрата: красный и зеленый. Если вы работали и довольны своим результатом поднимите красный квадрат, если вы считаете, что работали не в полную силу и хотите улучшить результат, поднимите зеленый квадрат. | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом ри- сунке. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы | Оценивание, самооценка учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
IX.Рефлексия. (2 мин.) | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных работ. Организует беседу по вопросам. – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Какое сейчас у вас настроение? Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком-то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным. В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей… Н. Заболоцкий |