СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока с использованием  ИКТ  «Пейзаж-настроения. Природа и художник» 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с использованием ИКТ «Пейзаж-настроения. Природа и художник» 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока с использованием  ИКТ  «Пейзаж-настроения. Природа и художник» 6 класс»

Приложение 38

Технологическая карта урока

с использованием ИКТ

.

Тема: «Пейзаж-настроения. Природа и художник»

Предмет: изобразительное искусство.

Класс:6 класс.

Базовый учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.. 6 класс / Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016

Цели урока:


Образовательные

 

  • расширить представление о жанре изобразительного искусства – пейзаже;

  • познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;

  • учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день в разные времена года;

  • передавать красками яркие цветовые состояния природы;

  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение;

  • развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;

  • способствовать воспитанию эстетической отзывчивости, прививать любовь к природе;

  • обобщить и систематизировать знания по теме: «Графический редактор Paint».

Развивающие 

  • развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе в «Графическом редакторе Paint

Воспитательные

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;

  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО, информатика).

Задача

  • научить использованию художественных приемов, свойственных импрессионизму как стилю живописи с помощью графического редактора Paint

Задание

  • изобразить пейзаж с помощью «Графического редактора Paint»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия

Пейзаж, пейзаж-настроение, колорит

Межпредметные связи

Музыка, информатика, литература, изобразительное искусство

Ресурсы

для учителя: экран, проектор, ноутбук.

для учеников: рейбуки, ноутбуки

Материалы: карты - инструкции, листы самооценки (приложения)

Методы

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Форма работы

фронтальная и индивидуальная

Зрительный ряд

презентация к уроку с репродукциями художников: К.Моне «Впечатление. Восход солнца», «Руанский собор вечером», «Портал. Раннее утро», Э.Мане «Клод Моне в своей лодке-мастерской», П.Синьяк «Желтый парусник», А.Сислей «Сад Ошеде Монжеро», картины В.ВагГога, П.Сезанн «Гора Сент-Виктуар» , рисунки, выполненные учащимися.

Литературный ряд

стихи И. А. .Бунина, О. Рязановой

Музыкальный ряд

П. И. Чайковский “Времена года”.

Планируемые результаты

 

Предметные:

  • расширить представление о пейзаже; овладеть знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности;

  • научиться различать отличительные признаки жанров изобразительного искусства, выделять главное;

  • использовать для решения познавательных задач различные источники информации;

  • передавать настроение в пейзаже.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • научиться принимать и сохранять учебную задачу;

  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.

Познавательные УУД:

  • научиться находить необходимую информацию в учебных пособиях;

  • наблюдать, анализировать информацию, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • умение рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя;

  • вести небольшой познавательный диалог по теме урока, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ.

Личностные УУД:

  • иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности, научиться объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Межпредметные умения:

  • выявление и использование информационных знаний в области изобразительного искусства, физике и МХК и установление связи между ними.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

Промежуточный контроль

I.Организационный момент

(1 мин.)

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: организовывают свою учебную деятельность

Устные ответы

II.Мотивация деятельности и актуализация знаний.

(1 мин.)


Мотивация к учебной деятельности и организация включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Ребята, вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?


Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности

Устные ответы

III. Повторение ранее изученного материала

(2 мин.)

-Ребята, на прошлых уроках мы изучали виды и жанры изобразительного искусства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства. (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд2)

-А какие жанры вы знаете? Давайте ответим на вопросы теста. (Слайд 3-11)

Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя


Устные ответы

IV. Формулирование темы урока, постановка цели

(10 мин.)




-Послушайте стихотворение.

Окно. Перед ним

Моё кресло стоит.

А за окном –

Замечательный вид.

Речка. За ней

Заливные луга.

Стадо пасётся,

Желтеют стога.

В речке полощется

Солнечный свет…

Словом, картина –

Прекраснее нет.

И в восхищенье

От вида такого,

Художнику я позвонил

Иванову.

Э. Успенский

– Как вы думаете, к какому жанру будет относиться картина, заказанная поэтом? Конечно, это пейзаж, и наш урок сегодня будет посвящен пейзажу. Эпиграфом нашего урока могут служить стихи:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И. А. Бунин

Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов и научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях

(Слайд 12)

 Пейзаж – один из жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? (Слайд 13)

С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа. (Слайд 14)

Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.

Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток)

Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.

Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.

Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.

Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.

“У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но, так совершенна природа,
Что в целом ее краше нет”.
О.Рязанова

Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души)

Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)

(Слайд17)

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката - зыбкие и тонкие изменения в природе - приходят в искусство пейзажной живописи. (Слайд 18)

В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось направление - импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». (Слайд 19)

Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе - на пленэре. Он создавал целые живописные циклы - серии картин, в которых один и тот же пейзаж представал в разных погодных условиях и в разное время суток. (Слайд 20-24.)

Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании.

На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают , На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно.

У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления.

Необычайное эмоциональное видение мира принес в живопись Винсент Ван Гог. С помощью ритмической организации цветовых мазков он , обостряя состояние природы, выражал напряжение собственных чувств., свое взволнованное вдохновение. Давайте рассмотрим внимательно картины.

( Слайд 25 - 26 )

Как меняется цвет в природе. (Слайд 27-28)

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов


Устные ответы

Устные ответы

V.Физминутка.

(1 мин.)

Видео

Личностные: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….

Наблюдение


VI. Практическая часть.

(5 мин.)

На экране выведено – Paint. (Слайд 29)

-Кто знает перевод этого слова и сможет нам его прокомментировать?

Как вы думаете, для чего я его написала?

Учащиеся предполагают, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют идею:

- Paint - в переводе с английского означает «рисовать»

- на уроке будем выполнять рисунки с помощью компьютера

- мы будем рисовать с помощью программы Paint .

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам создать свой пейзаж-настроение, передать состояние природы: утром или вечером, в дождь или солнце, весной, летом или осенью….

Продумай и объясни какое цветовое состояние характерно для каждого из пейзажей:

«Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Закат».

Важно!

Создать колорит (цветовой строй, отвечающий замыслу)

Не забыть о воздушной и линейной перспективе

Продумать интересную композицию

Характер живописных мазков: энергичные или текучие, мелкие или широкие, размашистые… (Слайд 30--31)

Задание мы будем выполнять с помощью графического редактора Paint. (слайд32)

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке.

Познавательные: научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, анализировать, искать наиболее целесообразные способы решения задач.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, коллективно анализировать изделие, наблюдать


VII. Повторение правил работы на компьютере


(2 мин.)

Блиц-опрос: вспомнить правила работы на компьютере.

Задает вопрос, учащиеся отвечают

1.Расстояние от глаз до монитора равно? (расстоянию вытянутой руки)

2.Осанка должна быть? (спина прямой)

3. Какое должно быть расположение рук и ног? (руки на клавиатуре, согнутые на 90 градусов, а ноги стопой на полу).

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Устный ответ


VIII. Выполнение задания

(15 мин.)


Повторение теоретического материала:

Вопросы:

Как запускается графический редактор?

Из чего состоит рабочее окно программы? Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик.

Инструменты рисования линий: линия, кривая.

Инструменты создания стандартных фигур: эллипс, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник.

Еще какие инструменты вы знаете? (масштаб, надпись, выделение областей).

Рекомендации по выполнению задания:

Выберите карандаш или кисть.

В палитре выберите нужный цвет.

Проведите линию горизонта от правой до левой границы рабочего поля.

Выберите инструмент заливка.

Щелкните мышью над линией горизонта.

Выберите в палитре нужный вам цвет.

Щелкните мышью в любом месте под линией горизонта.

Выберите цвет

Инструмент эллипс.

На небе нарисуйте круг-солнце.

Выберите инструмент линия.

Нарисуйте лучи солнца.

Выберите инструмент распылитель.

Нарисуйте на небе белые облака.

Нарисуйте вдаль убегающую дорогу.

Сохраните рисунок.

ЗАВЕРШАЕМ работу

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать


Изображение пейзажа


VIII.Контрольно-оценочный этап.

(5 мин.)

Подведем итоги:

-В ходе урока мы вами вспомнили:

жанры изобразительного искусства, виды пейзажей, познакомились с цветовой гаммой в зависимости от времени года и части суток.

- Легко ли вам было работать с помощью графического редактора?

- Графический редактор одна из удобных информационных технологий для рисования.

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

- А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

- Оцените пожалуйста свой рисунок по пятибалльной шкале.

- На партах у вас лежат два квадрата: красный и зеленый. Если вы работали и довольны своим результатом поднимите красный квадрат, если вы считаете, что работали не в полную силу и хотите улучшить результат, поднимите зеленый квадрат.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом ри-
сунке.

Коммуникативные:
умеют формулировать ответы на вопросы


Оценивание, самооценка учащихся за работу на уроке.

Устные ответы


IX.Рефлексия.

(2 мин.)

В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных работ.

Организует беседу по вопросам.

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Какое сейчас у вас настроение?

Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком-то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей…

Н. Заболоцкий

Х. Домашнее задание.

(1 мин.)

Учебник (стр.152-155)

Наблюдение




























Инструкция

Тема «Пейзаж-настроения. Природа и художник»

Фамилия, имя___________________________

Класс 6 ___

Лист самооценки

Интересный урок Моё участие Оценка рисунка

Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

Оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Оцените свой рисунок

Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.



Работал активно, результатом доволен.

Тема «Пейзаж-настроения. Природа и художник»

Фамилия, имя___________________________

Класс 6 ___

Лист самооценки

Интересный урок Моё участие Оценка рисунка

Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

Оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Оцените свой рисунок

Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.



Работал активно, результатом доволен.