Технологическая карта урока «Получение водорода и исследования его свойств»
ФИО учителя: Курилова Надежда Владимировна
Класс: 8
УМК: О.С. Габриелян химия 8 – 9 классы
Предмет: химия
Тема: Получение водорода и исследование его свойств.
Тип урока: практическая работа
Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок в разделе «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии».
Цель. Создание условий для приобретения и осмысления знаний в процессе выполнения практической работы, применения знаний о получении, собирании и изучении свойств газообразного вещества на практике.
Задачи урока
Образовательные:
через проведения экспериментов формировать у учащихся умения целесообразно и безопасно пользоваться лабораторным оборудованием при выполнении практических работ;
познакомить учащихся со способами получения и собирания водорода в лабораторных условиях;
на основе результатов опытов сформировать знания учащихся о физических и химических свойствах водорода: горение, взаимодействие водорода с оксидом меди (II);
научить составлять уравнения химических реакций, наблюдаемых химических явлений;
на основе знания химического процесса взаимодействия водорода с кислородом, научить безопасной работе с водородом;
познакомить со способом распознавания водорода.
Развивающие:
продолжать формирование практических навыков работы с химическим оборудованием при проведении опытов;
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при проведении опытов, на их основе делать выводы и обобщения о свойстве водорода, способе его получения, собирания и распознавания водорода;
описывать наблюдения при составлении отчета и устных ответах, изображать схематически химическое оборудование и схему проведения опыта;
в ходе выполнения опытов развивать умения наблюдать и описывать признаки протекания химических реакций.
Воспитательные:
показать культуру общения при работе в парах в процессе выполнения опытов получения, собирания водорода и изучения его свойств;
развивать умение излагать и аргументировано отстаивать свою точку зрения в принятии совместного решения.
Технологии:
Используемые методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная.
Способы контроля: устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, рабочая тетрадь, чек – лист, карточки инструкции.
Наполняемость лабораторного лотка для ученика (13 шт.)
лабораторный штатив с лапкой, держатель для пробирок, штатив для пробирок, ложка-дозатор, фильтровальная бумага;
спиртовка, спички;
простейший для получения газов, 3 пробирки, кристаллизатор с водой;
гранулы цинка, соляная кислота (разб.), оксид меди (II).
Наполняемость лабораторного лотка для учителя:
лоток для ученика;
тигельные щипцы, стакан, стеклянная пластинка, стеклянная палочка.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
проводить в лабораторных условиях опыты по получению, собиранию водорода и проводить эксперименты с этим газом; соблюдать ТБ при работе с лабораторным оборудованием и веществами во время практической работы; Знать физических свойства водорода, химические свойства водорода: горение, взаимодействие водорода с оксидом меди (II); уметь составлять уравнения химических реакций взаимодействие раствора соляной кислоты с металлическим цинком, горение водорода, взаимодействие водорода с с оксидом меди (II); уметь отличать водород от других газов. | уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать результаты решения поставленных задач. | использовать интеллектуальные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; использование результатов опытов для получения информации о свойстве вещества (водорода); уметь формулировать цели и задачи урока. | осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах | проявлять интерес к практическому изучению, как ориентацию на профессиональную деятельность, связанную с работой с веществами и лабораторным оборудованием; проявления уважение к труду и результатам трудовой деятельности собственной и чужой; понимание безопасного поведения при работе с веществами. |
Ход урока
| Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
I. | Организационный | проверить подготовленности школьников к учебному занятию обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, психологически настроить учеников к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию | Фронтальная, | Приветствует обучающихся, предлагает по чек - листу проверить готовность к уроку, включает в деловой ритм по средствам использования чек – листа. | Регулятивные: Самоконтроль Личностные: волевые качества переход к заданному по расписанию уроку, принятие правил. проявлять положительное отношение к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Прямое наблюдение |
II. | Актуализация знаний | подготовить обучающихся к работе, восприятию темы получение водорода и опыты с ним, провести припоминание ими ранее изученных тем «Кислород и Водород» , актуализировать их знания по пройденным темам. | Фронтальная | Постановка проблемного вопроса. Предлагает ребятам найти ответ на вопрос «Что находится закрытых в колбах на демонстрационном столе». (На столе две колбы в одной кислород, в другой водород) Как подтвердить, доказать ваши предположения. Верно. Учитель испытывает газы лучинкой. Как эти газы попали в колбы? Мы работали на предыдущей практической работе с кислородом, сегодня вам предстоит работа с водородом. Предлагаю мини опрос по теме предыдущего урока Приложение № 5 | Познавательные: Ставят учебные цели: как различить газы в колбах? Регулятивные: Ищут необходимую информацию о качественных реакциях на кислород и водород. Коммуникативные: Слушают и вступают в диалог в поисках ответа на вопрос о различении газов. Личностные: Потребность в самовыражении, самореализации (попытка стать лидером) | Участвуют во фронтальной беседе, вступают в диалог, приводят аргументы к своим предположениям. | Наблюдение фиксация в листе урока обучающихся, предлагающих верные ответы. Самооценка, работы с тестом. |
III. | Целеполагание, мотивация | Совместно с обучающимися сформулировать конкретные, достижимые, понятные и диагностируемые цели исходя из сформулированного вопроса как получать водород в лаборатории. Определить критерии оценивания работы на уроке. Формировать рефлексивные умения определять границу между знанием и незнанием | Фронтальная, индивидуальная | Подводит учащихся к формулированию темы, цели и задач урока. Подводит к осознанию, что с данными понятиями получение газа, собирание газа ученики работали на уроке практической работе «Получение кислорода и опыты с ним» Предлагает ребятам обсудить план деятельности для достижения цели: «получение водорода и проведение с ним опытов» Целевая установка на урок. По окончанию урока необходимо сдать отчёт о вашей работе по каждому проделанному этапу работы, отчёт и ваша работа на уроке буде оценена в соответствии с приложением № 1. | Личностные: мотивация к учебной деятельности и самоопределение. Познавательные: Выделяют, формулируют и решают учебную задачу способах, получения водорода в лаборатории, способах собирания и изучения его свойств. Регулятивные: Соотносят то, что известно и не известно о получении водорода и о проведении опытов с ним. Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении, аргументируют свою позицию. | . Рассуждают, что теоретические знания нужны для практической деятельности, что теория должна подтверждаться практикой, а практика подтверждать теорию. Принимают заявку на урок, определяют количество баллов на желаемую отметку. Формулируют тему и с помощью учителя ставят задачи на урок. | Наблюдение Самооценка |
| Этап учебно- познавательной деятельности. Выполнение практической работы. | Получить водород в лабораторных условиях, собрать водород, проверить на чистоту, провести опыты с водородом. | Парная | Организует работу в парах, с выводом Какие исходные вещества будем использовать мы для получения водорода? Необходимо ли нагревать реакционную смесь? На что обратить внимание при записи наблюдений? Какой прибор будем использовать для получения водорода? Какими способами можно собрать водород, почему? Учитель с лаборантом наблюдает за выполнение практической работы учениками, корректирует по необходимости, контролирует выполнение ТБ. | Предметные: выбирают правильно вещества для получения водорода, собирают и используют прибор для получения газа, собирают водород способом вытеснения воздуха и способом вытеснения воды, проверяют водород на чистоту. Познавательные: осознают познавательную задачу получить водород и провести с ним опыт; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: принимают учебную задачу. Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество в парах. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Выполняют практическую работу по инструкции приложение № 3. соблюдая ТБ, собирают прибор для получения газа, используют необходимые вещества, получают и собирают водород, проверяют водород на чистоту, проводят опыт водорода с оксидом меди (II). | Самооценка по приложению № 1 выполнения работы. Наблюдения. |
IV. | Первичное закрепление | Отработать умения оформлять отчёт по результатам выполненной практической работы. | Индивидуальная | Организует работу учащихся в тетрадях – заполнения отчета по проделанной практической работе. Какие химические свойства характерны для водорода? - Как доказать наличие в сосуде водорода? - Почему пробирку в которую собирают водород держат отверстием вниз? | Коммуникативные: письменно Формулировать и аргументировать свою позицию. Регулятивные: Оформлять результат собственной практической деятельности. Познавательные: письменно формулировать выводы о процессе получения водорода, способах его собирания и записывать уравнения химических реакций подтверждающие химические свойства водорода проверенные в ходе работы. | Оформляют отчёт к практической работе в тетрадях, по чек – листу контролируют запись всех этапов работы. Определяют уровень успешности выполнения работы по критериям. | Наблюдение |
| Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка достижения цели | | Обеспечивает положительную реакцию детей на отработку данной темы. Даёт качественную оценку работы класса. Организовывает подведение итогов. (Слайд 8). Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности на уроке. Предлагает оценить свою деятельность, опираясь на заявленную в начале урока «Заявку на оценку». | Регулятивные: Рефлексировать способы и условия действий Личностные: Самооценка своей деятельности в соответствии с приложением № 1. | Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли. Анализируют качество собственной работы на уроке, отвечая на вопрос: «Что нового я узнал?» Оценивают свою деятельность, выражают свои мысли. | |
| Информация о домашнем задании | Информирует о домашнем задании | | Д/З Отработать умения получать водород и проводить опыты с ним в виртуальной лаборатории https://content.edsoo.ru/content/media/lab_content/42/index.html Почему воздушные шары не наполняют водородом? | Регулятивные: Извлекать необходимую информацию для ДЗ Личностные: Оценка своих возможностей достижения цели | Записывают домашнее задание в дневник. | |
Приложение № 1 Заявка на отметку.
Содержательная характеристика практической работы и оценивание её выполнения
Тема практической работы | Контролируемые результаты выполняемых действий, их оценивание |
Получение водорода и исследование его свойств. | Знаниевый компонент | Оценка (баллы) | Деятельностный компонент | Оценка (баллы) Оценка (баллы) |
знание лабораторного способа получения водорода | 1 | соблюдение правил безопасной работы при выполнении химических опытов | 1 |
знание физических и химических свойств водорода, которые следует учитывать при выборе необходимого способа его собирания (методами вытеснения воздуха и воды); и для доказательства наличия водорода | 1 | соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием при монтаже приборов | 1 |
знание условий протекания химических процессов, используемых для получения и исследования свойств водорода | 1 | грамотное обеспечение условий для проведения химических процессов – нагревание реакционной смеси оксида меди (II) с водородом. | 1 |
использование химической символики для составления формул веществ и уравнений осуществляемых химических реакций (получение водорода, горение водорода, взаимодействие водорода с оксида меди (II) | 1 | осуществление наблюдений за ходом процесса, фиксирование и описание его результатов, составление схемы опыта (рисунка) | 1 |
формулирование выводов и обобщений по результатам проведенных исследований | 1 | составление отчета о проделанной работе | 1 |
Итого: | | 5 | | 5 |
Максимальный итоговый балл: 10 |
Отметка по пятибалльной шкале: «5» – 9–10 баллов «4» – 7–8 баллов «3» – 5–6 баллов «2» – менее 5 баллов |
Приложение № 2 текст по теме «Получение водорода»
Простое вещество водород — бесцветный газ без вкуса и запаха, самый лёгкий в природе. В свободном виде водород практически не встречается (некоторое его количество может присутствовать в нефти и природном газе), большая часть атомов водорода находятся в связанном виде, главным образом в составе воды и многочисленных органических соединений.
Существует большое количество реакций, в ходе которых водород может выделяться в свободном виде.
В лаборатории водород чаще всего получают взаимодействием металлов, расположенных в ряду активности до водорода, с сильными кислотами. В качестве металла чаще всего используют цинк и железо. Кислота, как правило, соляная или серная. По такой реакции водород получил его первооткрыватель — Генри Кавендиш. Он первым описал газ, выделяющийся при взаимодействии разбавленных серной и соляной кислот с цинком, железом и оловом: В лаборатории водород чаще всего получают взаимодействием металлов, расположенных в ряду активности до водорода, с сильными кислотами. В качестве металла чаще всего используют цинк и железо. Кислота, как правило, соляная или серная. По такой реакции водород получил его первооткрыватель — Генри Кавендиш. Он первым описал газ, выделяющийся при взаимодействии разбавленных серной и соляной кислот с цинком, железом и оловом:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + Н2↑
Fе + 2HCl = Fе Cl2 + Н2↑
Zn + H2SО4= Zn SО4 + Н2↑
Fе + H2SО4= Fе SО4 + Н2↑
Приложение № 3 Инструкция по выполнению работы
В прибор для получение газа внесите 3-4 гранулы цинка
Закройте пробирку пробкой с воронкой
Через воронку налейте соляную кислоту, чтобы металл оказался в растворе кислоты
Соберите водород, вытеснением воздуха, держа пробирку вверх дном, почему.
Закройте пробирку, в которой накапливается водород, пробкой. Переверните вниз дном. Зажгите лучинку, откройте пробку и быстро поднесите её к пробирке с водородом. Если слышен глухой хлопок, значит водород чистый, если лающий – загрязнен кислородом воздуха.
Задания:
Зарисуйте схему эксперимента, подпишите содержимое пробирок в колонке «Что делать»
В колонке «Что Наблюдаю», запишите свои наблюдения
Напишите уравнения реакций взаимодействия цинка с соляной кислотой и горения водорода в колонке УХР.
Как распознали, что выделяющийся газ водород – запишите в выводе.
Сделайте вывод по образцу: получили водород путем …, собрали – вытеснением …, держа пробирку … дном, так как водород … воздуха. Наличие водорода доказали … .
Приложение № 4
Вопросы:
Какие исходные вещества будем использовать мы для получения водорода?
Необходимо ли нагревать реакционную смесь?
На что обратить внимание при записи наблюдений?
Какой прибор будем использовать для получения водорода?
Какими способами можно собрать водород, почему?
Вопросы:
Как доказать наличие водорода в пробирке-приёмнике?
Какая химическая реакция происходит при этом?
На что обратить внимание при записи наблюдений в данном пункте работы?
Что из себя представляет гремучий газ?
Приложение № 5 Виртуальная лаборатория
https://content.edsoo.ru/content/media/lab_content/42/index.html
Приложение № 6 Мини тест по теме «Водород»
Формула простого в-ва водорода
А) О2, Б) Н2, В) N2, Г) СО2
2. Относительная молекулярная масса водорода
А) 1, Б) 2, В) 28, Г) 32
3. Выберите утверждение верное для характеристики простого вещества водорода
А) газ с резким запахом, без цвета, плохо растворяется в воде, Б) газ без цвета, без запаха, плохо растворяется в воде,
В) бурый газ с резким запахом, хорошо растворяется в воде, Г) газ без цвета, без запаха, хорошо растворяется в воде
4. Взрывчатая смесь, состоящая из 2-ух объёмов водорода и 1-го объёма кислорода
А) Сероводород Б) Гремучий газ
В) Хлороводород Д) Восстановление металлов
Водород в 14,5 раз легче, чем…
А)Вода Б) Воздух В) Кислород Г) Гелий
Самоанализ урока
Урок на тему « получение водорода и изучение его свойств» является одним из основных уроков в начале изучения химии, где у ребят формируются умение наблюдать, анализировать, использовать теоретические знания в практике.
Основная цель урока у меня, как у учителя - создание условий для развития применения знаний, умений и навыков в практической деятельности. Внутри цели определила образовательные задачи и пути их достижения на базе теоретического содержания урока, используя системно-деятельностный подход, при котором ученик находится в роли субъекта, так как включен в практическую работу с элементами исследовательской деятельности (выделение основной проблемы в предложенной ситуации, определение темы и цели работы исследования, формулирование и отбор полезных гипотез, планирование эксперимента, планирование результата, проведение эксперимента, систематизирование полученных данных, составление отчёта) – собрать прибор, выбрать вещества, получить водород, определить способ собирания газа, проверить этот способ, доказать, что собрал водород, исследовать свойства водорода . Выделила развивающие задачи (развитие практических навыков при работе с лабораторным оборудованием и веществами, составлять отчет по проделанной работе аккуратное, качественное оформление результатов работы)
И воспитательные задачи на моём уроке отвечают на вопрос зачем этот урок – для принятия учениками роли человека, осуществляющего деятельность связанную с профессиёй лаборанта, учёного – исследователя, уважительного отношения к своёй деятельности и одноклассников, соблюдать правила определённой деятельности, чтобы не навредить себе или окружающим.
Практической работе предшествовал подготовительный этап. Суть его заключается в том, что обучающиеся получили информацию о том, какие теоретические знания и знания о технике проведения эксперимента потребуются для проведения практической работы, каковы правила безопасной работы с веществами и оборудованием, а также сведения о том, как будет оцениваться каждый этап практической работы. Сведения о содержательной характеристике и критериальном оценивании этапов практической работы приведены приложении № 1, они едины для всех практических работ.
Поэтапный анализ
Организационный этап
Ребята проявляют готовность к уроку, положительный настрой.
Актуализация знаний
Для актуализации знаний организую фронтальную беседу по вопросам приложение № 4, предложен диагностический индивидуальный тест для повторения со следующим самоанализом, что включил всех учащихся в познавательную деятельность, закрепить опорные знания, необходимые для применения в практической работе. В конце работы ребята самостоятельно составили выводы.
Этап мотивации к деятельности, целепологание.
Совместно с учениками определяем и формулируем цель и задачи работы на уроке, планируем шаги по достижению результатов, фиксирую все на доске (или экране), принимаем план работы. Для повышения интереса учащихся к уроку использован проблемный вопрос и метод внезапности (удивления). Вопрос о содержании двух колб и проверка содержимого демонстрационным опытом.
Этапом учебно- познавательной деятельности, представлен как исследовательский этап. Поставлена задача: собрать прибор для получения газа, провести опыты,наблюдать явления, узнавать их, делать анализы и выводы на основе наблюдений за проведением опытов и продуктами реакций.. Проведена инструкция по технике безопасности. Ребята работали в паре, помогая друг другу, что способствовало развитию коммуникативных навыков. Практическая работа велась по инструкции приложение № 3, всего проведено 3 опыта. После каждого опыта составлены проблемные вопросы, которые активизировали мыслительную и познавательную деятельность. Ребята отвечали хорошо, делали умозаключения, составили выводы.
На данном этапе полностью реализованы ТДЗ (триединые дидактические задачи)
Этап закрепления полученных знаний
Поставлена задача: осмыслить и систематизировать знания о способе получения, собирания водорода и исследования его свойств, достигнута за счет самостоятельной парной работы, оформления отчёта, краткого описания процесса действия, фиксирование наблюдений и подтверждение химических явлений уравнениями реакций, ученики записывают выводы для каждого опыта и общий вывод по практической работе.
Домашнее задание.
Поставлена задача: уметь использовать полученные знания для развития логического, критического мышления. Отработать умения получать водород и проводить опыты с ним в виртуальной лаборатории https://content.edsoo.ru/content/media/lab_content/42/index.html опыты № 3-5 на выбор, заполнение отчёта в электронном виде.
Ответить на вопрос: «Почему воздушные шары не наполняют водородом?», привести аргументы, исторические факты. Объем домашнего задания подобран с учетом знаний и особенностей учащихся, дифференцировано по уровню сложности. Проведен инструктаж для учащихся с пояснением по выполнению домашнего задания.
Рефлексия.
Поставлена цель: высказывать свою точку зрения, анализировать результат труда, ребята отвечают на вопросы : что нового я узнал, понравился ли урок, замечания,
как я участвовал на уроке, достигнута ли цель урока.
Вывод: урок- практическая работа достиг цели; формы, методы, приемы и средства обучения позволили реализовать поставленные задачи, способствовали развитию применения знаний, умений и навыков в практической деятельности.
«___») ______________________ _________________________ Курилова Н.В.
Заверяю:
директор МОБУ «СОШ № 9» __________________________ Урозаева Г.В.