Урок «Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными» (7 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень приятно работать с вашим классом! – Я уверена, что у нас все получится! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. Отвечают на вопросы: – Где я? – Зачем я здесь? – Что мне нужно делать? | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении алгебры. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Можете ли вы объяснить, что представляют собой системы уравнений? Формулирует учебную задачу: – Исследовать системы уравнений с двумя переменными | Выступают перед классом или в группах. – Я знаю понятия... – Я могу объяснить… – Я выполняю… – Я решаю… – Я применяю… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Умение развивать навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть понятия «система уравнений с двумя переменными»; – понять, что значит решить систему уравнений; – научиться использовать графический метод решения системы уравнений | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему для меня важно изучать системы уравнений с двумя переменными? – Какие усилия нужно приложить, чтобы достичь цели урока? – Готов ли я преодолевать трудности в процессе познания нового? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Что нужно сделать, если требуется найти все общие решения нескольких уравнений? Помогает учащимся, проводившим исследование, выделить необходимость использования системы уравнений. Организует анализ понятия «решение системы уравнений с двумя переменными». Приводит пример системы уравнений: Обращает внимание на решение ( Объясняет определение: – Решить систему уравнений – это значит найти все ее решения или доказать, что решений нет. Организует исследование графического метода решения системы уравнений. Объясняет, что графический метод эффективен в тех случаях, когда требуется определить количество решений системы. Организует обсуждение проблемного вопроса: – Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными? | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Выбирают, как организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: А) буду самостоятельно изучать новый материал; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Планируют и организуют исследовательскую деятельность. Осуществляют поиск. Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Заполняют таблицу. Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Решением системы уравнений с двумя переменными называют пару значений переменных, обращающую каждое уравнение в верное равенство | Пара значений переменных, верное равенство | Почему…? | Делают записи в рабочей тетради. Принимают участие в решении системы уравнений. Проводят исследование. Заполняют таблицу. Графический метод решения системы уравнений | Понимаю (+) / Не понимаю (–) | Вопросы для дополнительных исследований | Построить на одной координатной плоскости графики уравнений, входящих в систему | | Каким образом…? | Найти координаты всех точек пересечения построенных графиков | | Почему…? | Полученные пары чисел и будут искомыми решениями | | Что…? | Проводят исследование. Находят и анализируют информацию. Заполняют таблицу. Информация для анализа | Вопросы учителю | Если одно из уравнений системы не имеет решений, то очевидно, что вся система решений не имеет | Почему…? | Если графиком одного из уравнений системы является вся плоскость, то очевидно, что система имеет бесконечно много решений | Что…? | Если графиком уравнений, входящих в систему линейных уравнений, являются прямые, то количество решений этой системы зависит от взаимного расположения двух прямых на плоскости: 1) если прямые пересекаются, то система имеет единственное решение; 2) если прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений; 3) если прямые параллельны, то система решений не имеет | Как…? | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию Проводят исследование |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Что является решением системы уравнений с двумя переменными? | | | Что означает решить систему уравнений? | | | В чем суть графического метода решения систем уравнений с двумя переменными? | | | Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 1007) Какая из пар чисел (–2; 1), (2; –1), (6; 4), (8; –4) является решением системы уравнений: 2. (№ 1010) Решите графически систему уравнений: 1) 4) 3. (№ 1016) Имеет ли решение система уравнений: 1) | Решение. 1. 2. 4) Ответ: (3; 2) Ответ: (3; 0) 3. Графики данных функций совпадают, следовательно, система уравнений имеет бесконечное множество решений | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Можно ли сказать, что я разобрался с темой урока? – Понравилось ли мне узнавать что-то новое? – Могу ли я лучше учиться? – Нужно ли мне изменить свое отношение к урокам алгебры? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |