Урок «Сложение и вычитание многочленов» (7 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень приятно будет сегодня с вами сотрудничать! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 298 Приведите подобные члены и найдите значение многочлена при указанных значениях переменных: 1) | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно / неправильно | Не смог решить потому, что … | | | | | | | Решение: | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает продолжить предложения: – Многочленом называется выражение, которое… – Многочленом стандартного вида называют… – Степенью многочлена стандартного вида называют… – Число 0, а также многочлены, тождественно равные нулю, называют… Вопрос запуска постановки учебной задачи. – Достаточно ли у вас знаний, чтобы выполнять сложение и вычитание многочленов? Формулирует учебную задачу. – Исследовать сложение и вычитание многочленов | Выполняют задание. – …является суммой нескольких одночленов. – …многочлен, состоящий из одночленов стандартного вида, среди которых нет подобных. – …наибольшую из степеней одночленов, из которых этот многочлен составлен. – …нуль-многочленами. Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть правил выполнения сложения и вычитания многочленов; – научиться выполнять сложение и вычитание многочленов | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему я хочу изучать алгебру? – Чем меня заинтересовала тема урока? – Составил ли я план своей работы на уроке? – Какова моя личная цель на сегодняшнем уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока. | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как выполнить сложение двух многочленов – Как выполнить вычитание двух многочленов Предлагает учащимся проанализировать решение рассматриваемых заданий и выделить, каким образом была решена проблема. Организует совместное с учащимися решение заданий: № 1. Докажите, что разность двузначного числа и числа, записанного теми же цифрами, но в обратном порядке, делится нацело на 9. № 2. Докажите, что сумма четырех последовательных четных натуральных чисел не делится нацело на 8 | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Предлагают пути решения проблемы. Выбирают, как организовать свою работу на уроке: А) буду самостоятельно изучать новый материал; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Анализируют решение задания. Делают выводы. Выводят правила. Решения | Комментарии ученика | ( + ( = = | Каждый многочлен взяли в скобки. Поставили знак «+». Раскрываем скобки. Приводим подобные слагаемые | ( ( = = 5 | Каждый многочлен взяли в скобки. Поставили знак « ». Раскрываем скобки. Приводим подобные слагаемые | Принимают участие в решении задания. Анализируют предложенный вариант решения. Решение задания | Понимаю(+) / У меня вопрос(?) | Пусть данное число содержит а десятков и b единиц | | Тогда оно равно 10a + b | | Число, записанное теми же цифрами в обратном порядке, равно 10b + a | | Рассмотрим разность (10a + b) | | Очевидно, что число делится нацело на 9 | | Принимают участие в решении задания. Проверяют свое решение с предложенным вариантом решения. Решение задания | Комментарий ученика | Пусть первое из этих чисел равно 2n, где n – произвольное натуральное число | | Тогда следующими тремя числами являются 2n + 2; 2n + 4; 2n + 6 соответственно | | Рассматриваемая сумма имеет вид 2n + (2n+ +2) + (2n + 4) + (2n + 6) = 8n + 12 | | Первое слагаемое суммы 8n + 12 делится нацело на 8, а второе слагаемое 12 не делится | | Следовательно, сумма 8n + 12 не делится нацело на 8. | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей Умение анализировать информацию |
VII. Закрепление изученного материала | Предлагает учащимся представить себя учителем и провести фрагмент урока «Как выполнять сложение и вычитание многочленов» | Проводят перед классом фрагменты урока. Определяют среди своих одноклассников «лучших учителей» | Актуализация полученных на уроке знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 306) Найдите сумму многочленов: 1) 2) 2. (№ 308) Найдите значение одночлена: 1) 2) 3) 4) | Решения. 1. 1) 2) 2. 1) 2) 3) 4) | Умение самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что мне больше всего запомнилось на уроке? – Можно ли сказать, что я научился выполнять сложение и вычитание многочленов? – Какие советы мне дал учитель на уроке? Почему? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |