I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель: создать доброжелательную атмосферу, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха 2мин. | Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. | Воспринимает на слух информацию учителя. Оформляет свою запись в тетрадь по образцу с доски. | Регулятивные: Регулятивные: контролирует свою посадку, готовность к уроку; Личностные: эмоциональный настрой на урок | Развитие внимания |
II. Повторение пройденного материала. Цель: - проверить умение учащихся. 8 мин | «Соберем рюкзак знаний». Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те знания, на которые ответим «да»: * Имя существительное – это часть слова? (нет) * Имя существительное – это часть речи? (да) * Имя существительное обозначает признак предмета? (нет) * Имя существительное обозначает предмет? (да) * Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да) * Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет) * Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да) * Неодушевлённые отвечают на вопрос что? (да) Слайд 1 Вывод: - Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? неодушевленные – на вопрос что?) (Слайд 2) - Теперь с рюкзаками необходимых знаний мы можем отправиться в путешествие по нашему уроку. В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь… Организует в тетради запись: Обращает внимание на орфограммы. Откройте тетради и запишите дату. | Включается в игру в соответствии с установленными правилами, устно отвечает на вопросы учителя. Повторяет правила Аккуратно записывает в тетрадь | Регулятивные: контролирует свою деятельность, ориентируясь на правила игры Коммуникативные: Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: аргументирует свою точку зрения | Дидактическая игра, направляющая помощь педагога. |
V. Закрепление материала. Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач. 8 мин. VI. Рефлексия. Итог урока. Цель: сообщение результатов решения учебных задач; самооценка учеником своих учебных достижений. 4мин. VII. Домашнее задание: 2мин. | Мы знаем: что имя существительное – это (правило) учитель. Предметов вокруг нас так много, мы не называем каждый предмет новым существительным. Одно существительное мы используем для называния множества предметов. Например, город, мальчик, река, книга. Эти существительные имеют общие признаки. Это всё нарицательные существительные: от слова «нарицать» или называть и пишутся они с маленькой буквы. Но иногда нам нужно не просто назвать предмет, а выделить его среди множества таких же предметов. (Слайд 3) Что было бы, если бы мы начали звать своего питомца так: «Кот! Кот! Кис! Кис! Кис!» Прохожие решили бы, что мы зовём всех котов! Но мы зовём иначе: «Барсик! Барсик!» (Слайд 4) И сразу становится ясно, что мы ищем своего питомца. Ведь мы назвали его кличку, выделили его из всех остальных котов. Для выделения отдельного предмета из множества похожих используются собственные существительные. Когда мы рождаемся наши родители дают нам имя. Мы не просто мальчик или девочка, у нас есть наше собственное имя, например: Илья. (Слайд 5) Имена собственные бывают не только у людей: например: Брянск, Волга, Елионка. Имена существительные бывают нарицательными и собственными. Нарицательные обозначают названия предметов с одинаковыми признаками. Собственные существительные обозначают названия единичных предметов. Если мы скажем: «Поэт» - то это существительное нарицательное – поэтов бывает много. Если мы сказали «Пушкин», то это существительное собственное- А.С.Пушкин у нас один. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы, собственные существительные пишутся с большой буквы. Работа с учебником. Стр.121-122 упр.169, стр. 109 упр.171 (Списать, выбирая пропущенную букву из скобок) (Слайд 6) Задание: Кто это? Что это? (устно) Подобрать к собственным именам существительным нарицательные Вывод: Фамилии писателей, клички животных, названия городов и рек, сказок, марок машин пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Самостоятельная работа по карточкам. 1.Написать имена собственные, которые начинаются на М. 2.Рассади пассажиров 3.Придумать имена людям имена, а животным клички. 4. Исправить ошибки в тексте. 1. Что нового мы узнали на уроке? Какие существительные называются собственными? С какой буквы они пишутся? Какие существительные называются нарицательными? 2. Комментарии оценок 3. Возьмите в руки смайлики, которые у вас на столе лежат, какое у вас настроение после урока? стр.123 упр.171, стр.110 упр.173 (разобрать) | Внимательно слушает учителя Списывает, выбирают пропущенную букву из скобок. Подбирает к собственным существительным нарицательные существительные Самостоятельно выполняет задание по карточкам Со слайда списывает предложение, исправляя ошибку Отвечает на вопросы учителя. Формулирует собственные выводы. Озвучивает понятия, оценивают уровень усвоения темы. Полными ответами отвечает на вопросы | Коммуникативные Слушает собеседника, вступают в диалог Коммуникативные: Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: анализирует, доказывает, аргументирует свою точку зрения Коммуникативные: Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Выделение существенных признаков нового понятия. Самооценка. Регулятивные: Осуществление записей по эталону. | Развитие памяти, внимания. Развитие орфографической зоркости Развитие устной речи Развитие памяти, внимания Развитие орфографической зоркости |