на тему: «Изготовление кукол из ниток. Кукла Мартиничка.»
2) Развивающие: развивать мелкую моторику, воображение, первичные навыки рукоделия.
3) Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки.
Этап урока | Образовате льная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создание эмоционального настроя. | Прием мотивации к учебной деятельности | Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Ф | | Внешний контроль | | | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подведение детей к формулированию темы. | Словесный м.о. | -Чтобы узнать, чем мы займемся на уроке, отгадайте загадку. Она похожа на актрису В красивом платье серебристом, Расскажу ей сказку - Она закроет глазки, Поиграем - будем спать, Уложу ее в кровать. Что за милая игрушка: Утром - дочка, днем - подружка? -Верно, сегодня мы будем изготавливать куклу. | -Кукла | Ф | | Внешний контроль | | П После предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока. | Развивать внимание, логическое мышление; |
3. Выявление места и причины затруднений | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Словесный м.о. | -Предположите из какого материала можно сделать куклу? -Как много материалов для изготовления кукол вы знаете, материал из которого мы будем мастерить куклы вы тоже назвали. Молодцы! Мы будем изготавливать куклу из ниток. Но перед тем как мы приступим. Поставим цель и задачи урока, которые помогут нам добиться цели. | -Нитки, солома, ткань и др. . | Ф | | Внешний контроль | | П Поиск разнообразных способов решения задач,структурирование знаний,установление причинно-следственных связей, | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Построить план работы на уроке. | Словесный м.о. | -Поставим цель нашего урока. -Посмотрите на доску, перед вами задачи урока, но они перепутались. Катя, восстанови порядок. 1. Вспомнить правила техники безопасности. 2. Узнать историю изготовления кукол. 3. Изготовить игрушку из ниток. | -Научиться изготавливать куклу из ниток. Узнать об историю изготовления кукол; Вспомнить правила техники безопасности; Изготовить игрушку из ниток. | Ф Ф | Вспомогательное с.о. | Внешний контроль | | К П После предварительного обсуждения самостоятельно формулировать цель урока; | |
5. Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять | Словесный м.о. | -Приступим к решению первой задачи урока. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Кукол делали из самых разных материалов: из дерева, глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, кукурузных листьев, теста, проволочек, золы. И даже из сыра! Названия были разные, вот некоторые из них – кукла «Стригушка», самая распространенная игровая кукла. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Кукла «Барыня», считается самой простой по изготовлению куколкой. Делается бесшитьевым способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой игровой куклы плетеные руки. Такой куколкой играли дети постарше. А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку». Куколок «Мартиничек» делали из ниток. Таких кукол делали весной, в первый месяц весны - марте, поэтому их так и назвали – Мартинички. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. По традиции, Мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта, и носили до тех пор, пока не удастся увидеть первого аиста. После чего их пускали по воде или повязывали на ветку цветущего плодового дерева загадывая желания. В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, Мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. | | Ф | Вербальное с.о. | Внешний контроль | | П Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем. Строить логическую цепь рассуждений; | Самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Закрепить полученные на уроке знания. | Практический м.о. | Перед тем как начать изготавливать куклу, вспомним правила ТБ по работе с ножницами (на слайде) - Не держать ножницы лезвием вверх. - Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями. - Не резать ножницами на ходу. - Не подходить к товарищу с ножницами во время работы. - Передавать только закрытые ножницы кольцами вперёд. - Не брать ножницы в рот. Начнем выполнение работы фигурки из ниток. Для работы нам понадобится: - Нитки красного и белого цвета; - шаблон из плотного картона 11*10 см -Ножницы 1.Делаем основу(туловище) куклы. Наматываем нитки на шаблон по длинной стороне. 2. Снимите моточек ниток с картона и перевяжите с одной стороны, чтобы зафиксировать середину. 3. Связываем сверху пучок и получаем головку. 4. Изготовление ручек. Наматываем нитки на картонный шаблон по узкой стороне. 5.Снимаем с шаблона моточки и под головку вкладываем ручки. 6. Далее, делаем кукле талию. Перевязываем ниткой и закрепляем. 7. Связываем по краям ручки. И разрезаем края. 8. Делаем белую юбочку (ровняем ножницами, разрезаем). Мартиничка – девочка готова. - Подумай, как из юбки куклы сделать брюки? | Вспоминают правила работы с ножницами. Выполняют работу вместе с учителем. -Поделить юбку пополам, внизу пучки нитей обвязываем, как ручки. | Ф | Вспомогательное с.о. | Внешний контроль | Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Р принятие и сохранение учебной задачи, П построение речевого высказывания в устной или письменной форме, | формирование мотивов достижения целей, |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону | Практический м.о. | Изготовление куклы-мальчика. - Контролирует процесс, если возникают проблемы, помогает их решить. | Выполняют работу. | Ф И | | Внешний конроль | | Р учёт правил в контроле способа решения,оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки К умение договариваться, приходить к общему решению,построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет | Уметь оценивать собственную и коллективную деятельность |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курс | Словесный м.о. | - Вернемся к задачам урока. Все задачи решили? -Значит ли это, что мы достигли цели урока? -Для чего можно использовать эту куклу? -ПРЕДЛАГАЮ. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ СВОИ ИЗДЕЛИЯ. - Мартинички дарили близким людям, желали счастья и здоровья. Вот и вы подарите их тем, кому захотите. Пусть ваши куколки принесут вам и вашим близким радость. | -Да. -Да, мы научились изготавливать куклу из ниток. -Для подарка, украшения. | Ф | | Внешний контроль | | Р выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. П построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности | Самооценка работы на уроке. | Прием рефлексии учебной деятельности. | -Если вы довольны своей деятельность на уроке, у вас се получилось, поднимите клубок красного цвета. Если у вас возникали затруднения, поднимите клубок белого цвета. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф | | Внешний контроль | | Р адекватная самооценка. | формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания « и «незнания». |