Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока технологии "Лоскутное шитье"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Рассказово Тамбовской области
Городской семинар учителей технологии
«Использование новых инновационных технологий в процессе преподавания технологии»
Открытый урок технологии « Лоскутное шитьё » 5 класс
Учитель технологии Скворцова Т. Л.
18 мая 2018 года
Технологическая карта
Предмет – технология
Класс – 5
Тема урока – Лоскутное шитьё
Тип урока – комбинированный урок
Цель урока – освоение техники лоскутного шитья
Планируемые результаты обучения:
- формирование у учащихся умения выражать свое понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- освоение знаний традиционных и современных художественных ремесел;
- формирование умений составления гармоничного сочетания цветов в изделии;
- развитие умения создавать проекты предметов среды, объединенных единой стилистикой;
- совершенствование навыка использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции;
- воспитание эстетического вкуса;
- развитие образного и ассоциативного мышления
Межпредметные связи – ИЗО, математика, информатика
Ресурсы – учебник, принадлежности для шитья, чертежные инструменты
Техники и технологии – ИКТ, проблемно-диалогическая технология, проектная технология
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) – Учебник «Технология. Технологии ведения дома»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы: Н. В. Синица, В. Д. Симоненко
Рабочая тетрадь. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. ФГОС. Авторы: Синица Н.В., Симоненко В.Д., Буглаева Н.А. Издательство « Вентана - Граф»
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; | Организационный момент. Вступительное слово учителя. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. | Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. | Формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | - согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; - эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; | |
2. Актуализация знаний (5 мин.) формировать заинтересованность школьников к изучаемому материалу | Формулирование цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. | Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся | проявление познавательных интересов и активности; | Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию | оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности | применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности | Устный опрос |
3. Усвоение новых знаний ( 10 мин.) усваивать предметные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися История лоскутной техники. Материалы и инструменты, применяемые для лоскутной техники. Подготовка материалов к работе. | восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний, усвоение учащимися способов, путей, средств, которые необходимы для выполнения творческой работы | - проявление познавательных интересов и активности; - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | - выбор новых решений возникшей технической или организационной проблемы | согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками | Освоение способов рационального использования учебной и технологической информации для проектирования и создания объектов труда | |
4. Проверка понимания и закрепление (15 мин.) Закрепить предметные знания | Ведение фронтальной и индивидуальной работы с классом | Самостоятельная работа. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Изготовление лоскутной основы изделия | проявление познавательных интересов и активности | осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач | организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками | подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения | Оценивание самостоятельной работы |
5. Контроль формирования знаний и умений ( 5 мин.) Формировать ответственность к учебной работе | Анализ и корректировка итога практической работы | Контрольно-оценочная деятельность | - самооценка умственных и физических способностей для труда | корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией; | формулировка, аргументирование и отстаивание своего мнения - диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; | - обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; | Оценивание знаний и умений учащихся |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин.) Формировать понимание учащимися содержания домашней работы и способов ее выполнения | Сообщение домашнего задания: стр. 172 (1, 2) оформить презентацию | Дети записывают домашнее задание в дневник | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности | выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных | - овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико- технологических задач | |
7. Подведение итогов занятия (3мин.) Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы | Дети отвечают на вопрос: «Пригодится ли вам в жизни владение техникой лоскутного шитья? Почему?» | Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. | соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | - оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; | |
Элемент проблемно-диалогической технологии
Анализ | Учитель | Ученики |
Предъявление первого факта | Мама выбрасывает старые папины рубашки? | Да. Нет. |
Предъявление второго факта | А бабушка выбрасывает старые рубашки дедушки? | Нет. |
Предъявление третьего факта | Для чего бабушке нужны эти рубашки? | - Для того, чтобы использовать рубашки как ветошь - Для повторного использования ткани |
Испокон веков русские женщины экономно использовали ткань | |
Предъявление четвертого факта | Как можно использовать уцелевшие участки бывшей в носке вещи? | Можно вырезать самые крепкие лоскутки ткани, сшить их и сделать из них какую-либо вещь |
Тема урока | Вещь, сшитая из лоскутков - лоскутное шитьё | |
Выдвижение гипотез | Изделие из лоскутков - оно какое? | - если изделие выполнено из разных лоскутков, то оно пестрое - если лоскутки разложить, используя гармоничное сочетание цветов, то оно красивое - если разнообразить форму лоскутов, то оно будет оригинальным |
Побуждение к проверке гипотез | Проверяем первую гипотезу: «Если изделие выполнено из разных лоскутков, то оно пестрое»  Подтверждается? | Да, подтверждается |
| Проверяем вторую гипотезу: « Если лоскутки разложить, используя гармоничное сочетание цветов, то оно красивое» Выполненное в сближенной гамме  Или в контрастных цветах  | Да, подтверждается |
| Проверяем третью гипотезу: « Если разнообразить форму лоскутов, то оно будет оригинальным»   | Да, подтверждается |
Побуждение к творческой работе (Создание ситуации) | Придумайте ситуацию, при которой вам необходимо будет изготовить изделие из лоскутков. | Изготовление салфеток, прихваток, грелок. Создание одеяла, покрывала, постельного белья. Выполнение одежды |
Постановка цели | Разработать конструкцию и изготовить изделие для кухни Салфетка, прихватка |
Определение задач | Определить какие изделия необходимы на кухне Изучить технологию пошива лоскутного изделия Продумать из какой ткани лучше сделать изделие Решить, ткани какого цвета лучше подойдут для моей кухни Разработать шаблон для выкройки лоскутков Выполнить лоскутное изделие |
Практическая работа | Подобрать гармонично сочетающиеся по цвету лоскуты. Собрать лоскутное изделие Сметать лоскуты по 3 штуки в полосе | |