Актуализация опорных знаний. Цель: проверить знания учащихся. | Сегодня мы продолжим работать с темой «Алгоритмы и исполнители». Что такое алгоритм? Кто или что может является исполнителем? - С каким исполнителем алгоритмов вы познакомились на занятиях по информатике? Сейчас давайте поиграем в игру «Молчанка» и вспомним, какие команды может выполнять Энтик. Я вам буду показывать карточки с командами Энтика, если он сможет выполнить её – хлопаете в ладоши, если нет – молчите. Следующее задание вы должны выполнить на карточках. Составьте кратчайший путь Энтика до соседней клетки с палкой, которая закрашена. Укажите стрелками путь Энтика. Обменяйтесь карточками с соседом по парте и оцените друг друга. Ребята, обратите внимание какой алгоритм получился у меня | Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. Исполнитель алгоритмов – тот, кто умеет исполнять алгоритм. - С Энтиком. Начало Влево Иди 1 Вправо Иди 3 Конец | Познавательные: структурирование знаний; поиск и выделение информации Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Познавательные: Умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; Регулятивные: умение определять цель деятельности на занятии. |
Формулирование темы. Постановка цели и задач урока. | В это домике жильцы Все умелые пловцы. Что за дом у них такой: До краев налит водой? -Ребята, скажите, как аквариум может быть связан с информатикой? Каким вы себе его представляете? -Для того чтобы посмотреть, над чем мы будем работать сегодня, я предлагаю обратить внимание на экран. Посмотрите внимательно и сообщите мне тему сегодняшнего занятия. Прочитайте ещё раз тему занятия и поставьте цель. Чему мы должны будем научиться? Сегодня на занятии мы должны доказать, что при составлении и выполнении алгоритмов необходимо соблюдать порядок действий. Мы познакомимся с необычными аквариумами, которые подарили Мише и Маше в Компьютерной долине. | -аквариум -необычным -Определяют тему урока: Необычные аквариумы. -Составлять и выполнять алгоритм; соблюдать порядок действий при составлении алгоритма; получать результат, после выполнения алгоритма. | Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и высказывать свои предположения |
Открытие новых знаний | На аквариуме две кнопки. Если нажать на синюю кнопку, наливается 3 литра воды. При нажатии на белую – выливается 2 литра. В аквариум помещается 10 литров воды. Откройте рабочую тетрадь на стр. 54 №93 Как Миша предлагает нажимать кнопки аквариума, чтобы заполнить его полностью? -Найдите запись Мишиного алгоритма. Как Миша обозначил команды? -Что означает синий круг? -Что означает белый круг? -Ребята, давайте выполним алгоритм Миши. Сколько литров воды было в аквариуме сначала? -Подпишите это число под словом Начало. -Какая первая команда? -Сколько воды будет в аквариуме после выполнения первой команды? -Правильно. Подпишите это число под кругом, обозначающим первую команду. -Какая вторая команда? -Сколько теперь стало литров воды в аквариуме? - Подпишите это число под кругом. - Самостоятельно подпишите, сколько литров воды будет в аквариуме после выполнения третьей и четвёртой команды. -Сколько воды будет после выполнения четвёртой команды? -Все с этим согласны? Кто записал другое число под четвёртым кругом? Какое это число? -Почему? -Молодцы! Все, у кого другое число под четвёртым кругом, исправьте, на 10. -Какая последняя команда? -Сколько воды будет в аквариуме после выполнения всего алгоритма? -Верно. Подпишите это число под словом Конец. -А теперь аналогично выполним алгоритм Маши. -Сколько будет воды в аквариуме после выполнения всего алгоритма? -Какова была цель алгоритма? -Ребята, ответьте на вопросы: Достиг ли цели Мишин алгоритм? -Достиг ли цели Машин алгоритм? -Запишите в тетради. -Выполним задание под буквой б. Прочитайте. Самостоятельно запишите новый алгоритм из пяти команд. -Проверьте друг у друга решения. -Назовите решения. -От чего зависит результат выполнения алгоритма? Зачитываю правила на стр. 11 -Теперь вы самостоятельно выполните задание №94 в рабочей тетради Прочитайте задание. В аквариум помещается 8 литров воды. Вначале аквариум пуст. Составь 2 разных алгоритма. Цель: налить аквариум и сохранить пол сухим. Кнопку изображай кругом нужного цвета. Давайте проверим выполнение работы, запишите получившиеся алгоритмы на доске. Обратите внимание на экран. Попробуйте сформулировать задание к изображению. Откройте задание 95. По рисунку составьте алгоритм «Тропинка к сосне» - для той тропинки, для которой алгоритм короче. Обозначь стрелкой положение Энтика после выполнения алгоритма. | - 4 раза нажать синюю, потом 1 раз белую. - Кругами. - Команду «Налить 3 л воды». -Команду «Вылить 2 л воды». - 0. -Налить 3 л воды. - 3. - Налить 3 л воды. -6. -12. -10. - В аквариуме помещается только 10 л воды, и больше налить невозможно. Лишняя вода выльется. - Вылить 2 л воды. -8. -дети записывают числа под кругами -10. - Налить полный аквариум воды. - Нет. В итоге 8 л, а не 10. Аквариум не полон. -Да. 10-литровый аквариум заполнен полностью. - +3, -2, +3, +3, +3; +3, +3, -2, +3, +3. - Результат выполнения алгоритма зависит от набора команд и порядка их следования. - 3, -2, +3, +3, -2, +3 -3, +3, -2, +3, -2,+3 Начало, вправо, вправо, вправо, вправо, иди 3, конец. | Коммуникативные: умение вступать в диалог и высказывать свои предположения. Регулятивные УУД: планировать предстоящую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; следовать при выполнении работы инструкциям учителя; руководствоваться правилам при выполнении работы; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической деятельности. |
Закрепление полученных знаний. | Выполнения №96 раб. тетрадь Давайте рассмотрим картинки к заданию Что вы видите на первой картинке? Что находится на втором рисунке кроме основных устройств компьютера ? Что расположено на третьей картинке кроме основных устройств ПК? Что важно для Иры? -Какой компьютер подойдет для Иры? -Какие это компьютеры? -что важно для Веры? -какие это по счету компьютеры? -значит, Вера может расположиться за вторым и третьим компьютером, которые со сканером. - а Лене нужен и принтер, и сканер. Значит, за каким компьютером будет располагаться Лена? Почему? -Правильно -Соню устраивает любой компьютер с принтером или сканером. Значит за какие компьютеры мы можем посадить Соню? -Почему? Заполните таблицу. Впишите первые буквы имен девочек в таблицу. Давайте выполним устно упражнение Юра сказал маме: «Хочу яблоко». Она принесла ему очищенное яблоко. На другой день Юре подарили робота. Он опять сказал: «Хочу яблоко». Но робот не сдвинулся с места. Тогда Юра приказал: «Пойди на кухню, очисти яблоко и принеси». Робот пошёл на кухню, очистил яблоко, вернулся и подал своему хозяину ….. очистки от яблока. В чём разница между действиями мамы и робота? - Ребята, задание показывает разницу между действиями человека и формального исполнителя алгоритмов, т.е. робота, у которого, нет интуиции, догадливости. Б. Составь для робота алгоритм из нескольких шагов. Цель: подать Юре очищенное яблоко. - Какие действия должен выполнить робот, чтобы принести очищенное яблоко? -Следующее задание под №97 на стр. 56. Давайте прочитаем задание. Алгоритм №1 Начало Вычесть 1. Сложить количество единиц в разрядах. Конец Алгоритм №2 Начало Сложить количество единиц в разрядах. Вычесть 1. Конец - Чем отличаются алгоритмы? Б. Какой алгоритм подходит для каждой строки таблицы «Испытания»? Отметь его. -Итак, ребята, рассмотрите таблицу под названием «Испытания» и два алгоритма, которые даны выше, и попытайтесь проверить правильность данного алгоритма. -Ребята, давайте поработаем с алгоритмом №1. - Итак, на входе число 11. Нужно из 11 вычесть 1. Сколько будет? Дальше нужно сложить количество единиц в разряд, а это 1+0. Сверяемся с таблицей на выходе. - Следующее. Из 34 вычитаем 1. А 33 – это 3+3. Сверяем с таблицей. - Следующее. Из 60 вычесть 1, получим 59. А 59 – это 5+9, получим 14. Сверяем с таблицей. Из 41 вычесть 1, получим 40. А 40 – это 4+0. Сверяем с таблицей. -Ребята, мы нашли неправильный ответ, значит алгоритм №1 нам не подходит. Давайте применит алгоритм №2. - 11 – это 1+1, получим 2. Из 2 вычитаем 1, получаем 1. Сравниваем с таблицей. - 34 – это 3+4, получим 7. Из 7 вычитаем 1, получим 6. Сверяем с таблицей. - 60 – это 6+0, получим 6. Из 6 вычитаем 1, получим 5. Сверяем с таблицей. - 41- это 4+1, получим 5. Из 5 вычитаем 1, получим 4. Сверяем с таблицей. С. Выполни выбранный алгоритм для таблицы «Экзамен». -Ребята, аналогичным способом делаем вторую таблицу под названием «Экзамен». Зная, что алгоритм №1 нам не подходит, сразу выполняем по алгоритму№2. - 91 – это 9+1, получим 10. Из 10 вычитаем 1, получим 9. Дальше сами. -Давайте проверим как вы справились с заданием. | -монитор, системный блок, клавиатура, мышь и принтер - сканер -принтер и сканер -принтер -где находится принтер -первый и третий -наличие сканера -второй и третий -за третьим компьютером Потому что Лене нужен и сканер , и принтер, а это третий компьютер -за первый, второй или третий компьютеры. -потому что Соне нужен любой компьютер с принтером или сканером, а это любой из трех - Разница в том, что мама принесла очищенное яблоко, а робот отчистки от яблока. Начало 1) Пойти на кухню. 2) Достать яблоко из холодильника. 3) Помыть яблоко под краном. 4) Очистить яблоко чистым ножом. 5) Выкинуть очистки в мусорное ведро. 6) Принести очищенное яблоко Юре. Конец -Даны два алгоритма обработки данных чёрных ящиком. А. Чем отличаются алгоритмы? -Алгоритмы различаются порядком следования команд -10 -получаем 1 -Правильно -получаем 33 получаем 6 -Верно -Не верно. -Не верно -Верно -Верно. -Верно -Верно - 80 это 8+1, получим 9. Из 9 вычитаем 1, получаем 8 - 73 это 7+3, получим 10. Из 10 вычитаем 1, получаем 9 - 20 это 2+0, получим 2. Из 2 вычитаем 1, получаем 1 | Коммуникативные УУД: формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, им свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. |
Домашнее задание. Цель: закрепить изученное на уроке. | - Откройте дневники запишите д/з. № 98 на стр. 56 раб. тетради - Вам нужно отметить рисунки, относящиеся к варке картофеля в кожуре, - все, кроме рисунка, на котором Миша чистит картофель. Затем пронумеруете отмеченные рисунки – как шаги алгоритма, потом заполняете алгоритм Начало 1. Помыть картофель. 2. Положить картофель в кастрюлю. 3. Налить воду в кастрюлю с картофелем. 4. Поставить кастрюлю на включенную плиту. 5. Ждать 40 минут. 6. Выключить плиту. 7. Слить воду из кастрюли с картофелем. 8. Поставить кастрюлю на стол на подставку. Конец - Потом, чтобы использовался алгоритм для любых овощей, отвариваемых в кожуре, необходимо: В командах 1, 2, 3 и 7 слово «картофель» заменить словом «овощи» (в соответствующем падеже), в команде 5 вместо «40 минут» указать «до готовности» или (точнее) «пока овощи не будут легко протыкаться ножом». Я думаю, вы хорошо поработали. | Открывают дневники записывают домашнее задание. | |