Технологическая карта урока
Учитель: Белоножко Александр Владимирович
Должность и место работы: учитель русского языка МБОУ СОШ №70 г. Томска
Тема урока: Трагедия гражданской войны на страницах романа «Тихий Дон»
Класс: 11
Цель урока:
Показать гражданское мужество Шолохова, который одним из первых рассказал настоящую трагическую правду о русской революции и гражданской войне;
понять глубинный замысел «Тихого Дона»;
определить авторскую позицию по ключевым проблемам романа;
доказать, что любая гражданская война - величайшая народная трагедия, имеющая тяжелые последствия как для отдельного человека, так и для всего общества.
Воспитательная цель: формирование патриотического духа; развитие умения решать коммуникативные задачи через сотрудничество с одноклассниками.
Развивающая цель: знакомство обучающихся с произведением «Тихий Дон»; развитие интеллектуальных и познавательных способностей с помощью поиска и соотнесения с произведением исторической информации; формирование умений собирать интересные факты сопоставлять и анализировать.
Практическая и образовательная цель: Изучение ключевых моментов романа, развитие умений работать с текстом , сравнивать полученную информацию; развитие умения устанавливать логическую последовательность фактов; развитие умения прогнозировать дальнейшее развитие ситуации и искать пути решения различных проблем; развитие умения сжимать/расширять информацию, выделять основную мысль; развитие навыков восприятия текста и умения привлечь внимание слушателя; формирование и развитие навыков прогнозирования развития ситуации общения; формирование умений аргументировано высказать свою точку зрения по заданной ситуации общения; совершенствование умений работать с различными источниками информации.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и иных источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из фрагментов художественных текстов; определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;
- оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Педагогическая технология: модульная
Теория литературы.
Учащиеся должны знать определения: «трагедия», «роман-эпопея», «идейный замысел», «сюжет», «композиция», «зеркальная сцена», «художественный образ», «прототип».
Роман – эпическое произведение, в котором судьба человека прослеживается в связи с судьбой народа, судьбой эпохи в едином художественном пространстве и времени.
Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.
Содержание трагедии определяет, как правило, конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в своей форме прогрессивные тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человечества. Отсюда укрупненный характер обрисовки героя, призванного решать важнейшие проблемы человеческого бытия, имеющие всемирно-историческое значение.
В «Тихом Доне» Шолохова герои непосредственно сталкиваются с историей и именно перед ней они оказываются ответственными. Шолохов показывает, что масштаб исторических событий огромен, что теперь каждый герой становится как бы творцом истории. Это делает героя в высшей степени ответственным за свой жизненный, а значит, и исторический выбор.
Средства обучения и оборудование: мультимедийная презентация; компьютер; интерактивная доска, раздаточный и справочный материал.
Используемые технологии: сотрудничества; компетентностного подхода; здоровьесберегающие; развитие критического мышления: мозговая атака.
Ход урока
Этапы урока и их задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Оборудование | Время |
Общеучебные универсальные действия | Логические универсальные действия: | Коммуникативные универсальные учебные действия | Регулятивные универсальные учебные действия |
1этап Мотивация к учебной деятельности | Здоровается с учениками Создаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность Задание 1. Эпиграф к уроку. И сказал Господь Каину: - Где Авель, брат твой? Определите, из какого текста эта цитата. Выскажите свои предположения, почему она использована как эпиграф к нашему уроку. Задание 2. Повторение учебного материала предыдущих уроков. Работа с композиционным планом романа. | Здоровается с учителем, садятся на свои места. Настраиваются на учебную деятельность. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | - выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и иных источников информации; - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и иных источников информации; - структурирование знаний; | - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; | - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; | | 5/ |
2этап основная часть: | Предлагает просмотреть видеосюжет по теме урока. Подводит учеников к определению темы урока, опираясь на их предположения. | Смотрят видеосюжет и высказывают свои предположения. Предполагают разные варианты темы урока | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; цели; - осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ; | - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. | - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | Видео (ОМС-файл), интерактивная доска | 3/5 |
| Задание 3. Изучение новой темы (работа в парах или группах) Анализ эпизодов (зеркальных сцен): 1. «Расправа Подтелкова с черницовцами»; 2. «Казнь Подтелкова и его отряда»; 3. «Гибель Петра Мелехова»; 4. «Убийство Дарьей Мелеховой Ивана Алексеевича Котлярова».Предлагает обучаюшимся самостоятельно поработать с учебным материалом презентации по теме урока и составить конспект. | Учащиеся работают с презентацией Составляют конспект. Отвечают на поставленные вопросы, найдя в художественном тексте нужную для этого информацию. Свой ответ подтверждают (аргументируют) примерами из текста. | - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и иных источников информации; - структурирование знаний; - осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из фрагментов художественных текстов; определение основной и второстепенной информации | - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. | - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | Мультимедийная презентация, интерактивная доска | 8/13 |
Активизация навыка работы с художественным текстом | Предлагает самостоятельно: Задание 4. Закрепление. Сравнительный анализ содержания баллады И.Талькова «Бывший подъесаул» с содержанием романа «Тихий Дон» | Оформляют письменно в рабочих листах свои варианты анализа. | - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и иных источников информации; - структурирование знаний; - осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно - - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | Мультимедийная презентация | 4/17 |
Рефлексия | Предлагает одному из обучающихся прочитать свой вариант сравнительного анализа текстов . | Остальные обучающиеся делают собственные замечания. | - осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата; | | 3/20 | |
Закрепление пройденного по новой теме | Предлагает ученикам задание: самостоятельно заполнить итоговую таблицу в рабочих тетрадях. | Выполняют самостоятельно задание в тетрадях. | - структурирование знаний; | - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | ,интерактивная доска | 8/38 | |
Рефлексия Самооценка | Предлагает учащимся заполнить бланки самооценки . | Оценивают свою работу на уроке. | - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; | , интерактивная доска | 5/43 | |
3этап заключительная часть: подведение итогов работы на уроке; оценивание; | Подводит итоги работы, дает оценку участия учащихся в работе; выставляет итоговые оценки, опираясь на критерии оценочной карты. | Совместно с учителем обсуждают оценки. Находят слабые и сильные места. | - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | - оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | | 2/45 |
Дополнительный материал – приложения к уроку.