СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Учимся писать безударные гласные в корне слова».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Учимся писать безударные гласные в корне слова».»

Технологическая карта урока «Учимся писать безударные гласные в корне слова».

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

урок закрепления (комплексного применения знаний и умений).

Цель урока

создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний и отработки умений писать безударные гласные в корне слова.


Технологии, методы

Проблемный метод (приём постановки проблемной задачи); метод решения учебной задачи (анализ новых языковых условий); поисковый метод (наблюдение фактов языка); метод формирования предметных умений и навыков; метод упражнений (подведение под понятие; списывание и изучение изученных орфограмм); логико-познавательные учебные задачи (задачи на анализ языковых явлений).

Основные понятия, термины

Безударная гласная, корень слова, форма слова, родственное слово, проверочное слово, проверяемое слово, орфограмма.

Планируемые результаты

Предметные задачи: способствовать умению выделять способы проверки безударных гласных (подбор проверочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов;

Способствовать умению анализировать языковой материал, выделять существенные признаки слов, обобщать, формулировать результаты деятельности в идее правила.

Личностные УУД:

способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;

- способствовать к проявлению интереса учащихся к учебно-исследовательской деятельности на уроке.

Метапредметные задачи

содействовать формированию УУД:

Регулятивных – первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Познавательных – осуществление необходимой информации для выполнения необходимых задач с использованием текстового и иллюстративного материала;

Коммуникативных – умение работать в малых группах; договариваться, приходить к общему решению; строить сообщение в соответствии с учебной задачей .

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Работа в парах

Пособие под редакцией Н. Б. Шумаковой «Урок-исследование в начальной школе». М.: Просвещение, 2014-С. 61-64.; карточки, тетради; доска, карточки, тетрадь.



Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

(предметные и метапредметные УУД)

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний. Мотивация.

Личностные УУД:

Способствовуют проявлению интереса учащихся к учебно-исследовательской деятельности на уроке.



На этапе актуализации знаний важно повторить с детьми понятия «родственные слова» и «безударные гласные». Минутка чистописания на уроке может быть связана с этой темой.





Познавательные УУД:

способствует умению строить логическую цепь размышлений

Регулятивные УУД: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения




Запись на доске:






































  1. Вставьте недостающие слова в правило:

Чтобы проверить безударный _____ в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный _____ оказался _____.


Для создания мотивации учитель использует приём «выполнимое/невыполнимое действие».

Учитель: Молодцы, хорошо знаете правило! Тогда вы сможете вставить безударную гласную в слово, подобрав к нему проверочное.


Каждому ученику надо дать карточку с одним словом на безударную гласную в корне слова. Слова должны быть подобраны так, чтобы они вызывали у учащихся затруднение в подборе проверочных слов.


Для усиления затруднения учитель может предложить вариант проверочных слов, которые подобрал первоклассник:

т__нуть – тина

к__сить – кости

ст__кло – стекольщик

цв__ла – цвёл

Учитель фиксирует затруднение.

Учитель: почему вы запутались, а кто-то вообще не смог подобрать проверочное слово? Или предложил несколько вариантов проверочных слов? Тогда какой правильный вариант выбрать? Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить это задание?

Выслушать детей и сформулировать цель исследования: выяснить, что нужно уметь делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.

Учащиеся по цепочке вставляют слова в правило.


















Высказывают свои предположения.













Определяют причины ошибок.




Учащиемя совместно с учителем формулируют тему урока и цель.

2. Исследование в малых группах


Коммуникативные УУД: способствует формированию

инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.


Познавательные УУД: способствуют владением способами решения проблем.


Карточки:

1) Запишите слово, обозначенное картинкой. На месте безударного гласного оставьте прочерк.

2) выберите из группы слова те слова, которые могут быть проверочными словами для безударной гласной. Решите, какую букву надо писать вместо пропуска.

3) Запишите полученную пару слов: проверочное слово - проверяемое слово.

4) оцените, что выступило в качестве проверочного слова: родственное слово или форма одного и того же слова? Сделайте вывод о способе проверки безударной гласной в корне слова.


Учитель раздает каждой группе карточку с планом выполнения задания.

Учащиеся делятся на малые группы.

Распределяют задания в группе.

Выполняют задания по карточкам.


3. Обмен информацией


Коммуникативные УУД: способствуют умению выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.



Учитель выслушивает выступления групп.

Учитель: как вы определяли, какой буквой будет обозначен безударный гласный в корне слова? Какое слово выступило в качестве проверочного: родственное слово или форма одного и того же слова?

Учитель прикрепляет на доску пару слов «проверочное слово» и «проверяемое слово», которую получила каждая группа.


Учащиеся выступают с результатами работы в группах.

Отвечают на вопросы учителя.

4. Организация информации.


Познавательные УУД:

Способствует овладению операциями сериации, классификации, умеет устанавливать причинно-следственные связи.


Родственные (однокоренные) слова

Гнездышко – гнездо

Горный – гора

Коврик – ковёр

Форма слова

Гнёзда гнездо

Горы – гора

След- следы


Для того, чтобы помочь учащимся выделить способы проверки безударного гласного в корне слова и сформулировать правило, необходимо сделать классификацию представленных примеров.

Учитель: На какие группы мы можем разбить полученные пары слов? Каким способом вы находили проверочные слова?

Запишите в тетрадь две пары из каждого столбика. Выделите правильно орфограмму «Безударные гласные в корне слова».


Учащиеся подбирают проверочное слово, изменяютформу слова.)


5. Обобщение.


Регулятивные УУД:

Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости.



Учитель: Теперь вы можете ответить на вопрос: «Как подобрать проверочное слово?»

Дети дают ответ.

Учитель: Итак, как мы теперь уточним наше правило?

Внести изменение в существующее правило и проверить его по учебнику: «Чтобы проверит безударную гласную в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением».


Отвечают на вопросы.









Проговаривают правило вместе с учителем.

6. Подведение итого, рефлексия.




Учитель: вернемся к словам, которые вызвали в начале урока затруднение.

Учитель: Попробуем подобрать проверочные слова, применяя способы проверки, которые мы теперь знаем.


Учащиеся вместе с учителем анализируют варианты проверочных слов, предложенные ими в начале урока.


7. Применение.


Регулятивные УУД:

ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.



Для закрепления умения проверять безударную гласную в корне слова учитель может предложить детям выполнить следующее задание.

Учитель: Прочитайте предложения и расставьте их в правильном порядке, чтобы получился связный текст. Запишите два первых предложения в тетрадь. Какие слова выделены в тексте? (Зима, лесах.) Докажите, что безударный гласный в корне выбран верно, указав рядом в скобках проверочное слово.

Трудно птицам и зверям найти корм. В полях и лесах лежат глубокие снега. Помогайте животным! Пришла зима.








Выполняют задание в тетрадях.


Доказывают правильность выполненных действий.

8. Самостоятельная работа (может быть вариантом домашнего задания)


Познавательные УУД: способствуют формированию умений анализа и синтеза.


1-й вариант. К данным проверочным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Слова должны обозначать предмет, признак или действие предмета (им. сущ., им. прил., глагол). Обозначьте орфограмму.

Прямо – (признак предмета)________________

Свет – (действие предмета)_________________

Зверь – (предмет)_________________________

Спешка – (действие предмета)______________

Плеск – (действие предмета)________________

Лов – (действие предмета)__________________

2-й вариант. Выберите из данных слов проверочное. Вставьте безударную гласную. Выделите корень. Обозначьте орфограмму.

Ш…ги – шаг, шагать

М…сты – мостик, мост

Сл…за – слёзный, слёзы

П…скливый – писк, пищит

Т…нистый – теневая, тень


Учитель объясняет, как выполнять задание.

Учащиеся выслушивают учителя.



После проверки задания, учащиеся осуществляют рефлексию.