Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Предлагаю начать урок с улыбки! – Пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся выделить, какие у них есть умения строить графики функций. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний для построения графиков функций y = f(x) + b и y = f(x + а)? Формулирует учебную задачу: – Исследовать графики функций y = f(x) + b и y = f(x+а) | Заполняют таблицу. Функции | Могу построить график функции (+) | Не хватает знаний (+) | y = f(x) | + | – | y = kf(x) | + | – | y = f(x) + b | – | + | y = f(x + а) | – | + | Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x+а), если известен график функции y = f(x); – научиться строить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + а), если известен график функции y = f(x) | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Насколько мне понятны поставленные задачи урока? – Почему я заинтересован в выполнении поставленных целей и задач урока? – Как я должен относиться к урокам алгебры? – Какова моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как построить график функции у = х2 + 2? Организует анализ информации. Отвечает на вопросы. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как построить график функции y = (x + 2)2? Организует анализ информации. Отвечает на вопросы. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Объясняет учащимся, что графиком функции является парабола, которая равна параболе и вершиной которой является точка . Приводит примеры построения графика функции | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои гипотезы. Проводят необходимые дополнительные исследования. Строят график функции у = х2 +2. Анализируют полученный график. Анализируют информацию. Формулируют вопросы учителю. Заполняют таблицу. Информация | Мне непонятно… | Вопросы учителю | График функции y = f(x) + b можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = f(x) вдоль оси ординат на b единиц вверх, если b 0, и на – b единиц вниз, если b | | Почему…? | Графиком функции y = x2 + 2 является парабола | | Каким образом…? | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои гипотезы. Проводят необходимые дополнительные исследования. Строят график функции у = (х + 2)2. Анализируют полученный график. Анализируют информацию. Формулируют вопросы учителю. Заполняют таблицу. Информация | Мне непонятно… | Вопросы учителю | График функции y = f(x+а) можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = f(x) вдоль оси абсцисс на а единиц влево, если а 0, и на – а единиц вправо, если а | | Почему…? | Графиком функции y = (x + 2)2 является парабола, равная параболе y = x2 | | Каким образом…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Как можно получить график функции y = f(x) + b, используя график функции y = f(x)? | | | Какая фигура является графиком функции y = x2 + b? | | | Каковы координаты вершины параболы y = x2 + b? | | | Как построить график функции y = f(x+а)? | | | Какая фигура является графиком функции y = (x + а)2? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 307) График какой функции получим, если график функции y = x2 параллельно перенесём: 1) на 6 единиц вверх; 2) на 9 единиц вправо; 3) на 12 единиц вниз; 4) на 7 единиц влево; 5) на 2 единицы вправо и на 3 единицы вниз; 6) на 1 единицу влево и на 1 единицу вверх? 2. (№ 310) Каковы координаты вершины параболы: 1) y = x2 + 8; 5) y = (x – 4)2 + 3; 2) y = x2 – 8; 6) y = (x + 4)2 +3; 3) y = (x + 8)2; 7) y = (x – 4)2 – 3; 4) y = (x – 8)2; 8) y = (x + 4)2 – 3 | Решение. 1. 1) y = x2 + 6; 2) y = (x – 9)2; 3) y = x2 – 12; 4) y = (x + 7)2; 5) y = (x – 2)2 – 3; 6) y = (x + 1)2 + 1. 2. 1) (0; 8); 5) (4; 3); 2) (0; –8); 6) (–4; 3); 3) (–8; 0); 7) (4; –3); 4) (8; 0); 8) (–4; –3) | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Каковы мои достижения на уроке? – Что нового я узнал? – Нужна ли мне помощь учителя? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |