Мотивационно-целеполагающий этап | 5 мин | Орг. момент. Приветствие. Оформление тетрадей. Проверка домашней работы. Подготовка восприятия. Трагедия Вампилова не только в том, что он нелепо и скоропостижно погиб, но и в том, что он погиб непонятым, непризнанным, невостребованным. Александр Вампилов трагически не дождался своего театрального времени. И отсюда настроения в дневнике: "В душе пусто, как в графине алкоголика. Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипаная идея, цель, надежда, мираж — все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии,— он еще человек и его существование имеет смысл... А вот так... когда совсем пусто, совсем темно..." Он и переделывал по 17 раз свои пьесы, потому что не видел их сценического воплощения. Постановка ведущими театрами страны, конечно же, дала бы мощный импульс для развития великолепного драматургического дарования Вампилова. С болью писал он: "Для меня жизнь моя черновик". Вопросы для размышления: Можно ли назвать Вампилова лишним человеком? Почему? А что значит быть лишним в мире людей? Обобщает ответы обучающихся, корректирует формулировку темы | Настраиваются на рабочий лад. Слушают, осмысливают сказанное Записывают тему, отвечают на вопрос преподавателя. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения проблемы
Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь |
Деятельностно-содержательный этап | 35 мин | Слово учителя: Это ощущение ненужности и бессмысленности жизни воплотилось в пьесе «Утиная охота» в образе главного героя Зилова. Конечно, нельзя полностью отождествлять автора и его героя. Вампилов не был таким циником и эгоистом как Зилов. И Вампилова, и Зилова волнует вечный вопрос о смысле жизни, их роднит ощущение «лишнего человека». Однако Вампилов возродился через слово, а Зилов только на пути к возрождению. В русской литературе существует термин «образ лишнего человека», за ним скрыта трагедия одинокого героя, способного на великие дела, но не нашедшего своего места под солнцем. Что же это - «образ лишнего человека»? На этот вопрос ответит ученик, который приготовил сообщение на тему «Образ лишнего человека в русской литературе». Сообщение ученика: Ли́шний челове́к — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев Тургенева. Его главные черты: отчуждение от родной среды, чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование ««Лишний человек»» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение - Онегин («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), затем Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова). Вывод: Главные черты «лишнего человека»: - отчуждение от родной среды - чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней - душевная усталость - глубокий скептицизм - разлад слова и дела - саморазрушительное поведение. Слово учителя: Докажем, что Зилов – образ лишнего человека. Вам предлагается разделиться на три творческие группы, которым предстоит доказать, что Зилов везде оказывается лишним. Каждая группа получает карточки с заданиями. Заполните карточки и сделайте вывод по своей теме. Вопросы для анализа всего произведения: В чем, по вашему мнению, трагедия героя? Почему он стал лишним во всех сферах жизни? Почему пьеса называется «Утиная охота»? Что символизирует охота? Слово учителя: Зилов – образ лишнего человека. Герою дано больше, чем другим, вот он и пытается реализовать свой творческий потенциал в игре (играет в работу, дружбу, любовь, сыновние чувства). Он больше своего окружения. Галина, к примеру, не донесла свой крест жены, бросив мужа в трудную минуту, отец, обманывая его ложными идеями, стал причиной циничного отношения к жизни, друзья неискренни в отношениях с ним, а то и мелки (эпизод, где они обсматривают квартиру, «примеряя её к себе») и т.д. Финал пьесы остается открытым. Как вы думаете, способен ли Зилов к возрождению? | Выступает с сообщением (1 ученик) Слушают, делают записи в тетради. Записывают выводы Анализируют текст, работают в группах Первая группа выясняет, каков Зилов в отношениях с друзьями. Оказывается ли он среди друзей лишним? Вторая группа анализирует отношение Зилова к женщинам. Какие черты образа лишнего человека проявляются в Зилове? В центре внимания третьей группы - отношения Зилова к семье, к отцу. Представляют свой ответ, отвечают на вопросы |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач. Извлекают информацию.
Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь
Логически верно, аргументированно и ясно излагать письменную речь
Работать в коллективе и в команде.
Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.
|