- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Планируемые результаты | Форма организа-ции урока |
Актуализация знаний. Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни. Клод Бернар | Создание «мобильных групп» по желанию учащихся. Создание проблемной ситуации. -Много ли жидкости в организме человека? -Почему говорят, что человек состоит из воды? | Предполагают, формулируют гипотезу о том, много ли жидкости в организме человека Презентуют работу группы | К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Групповая |
Совместное исследование проблемы | 1микропрепарат (кровь человека). Опорные тексты по данной теме (приложение №1). Работа с текстом и ответы на вопросы: – Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»? - Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма? – Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? – Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ? -С помощью, каких методов можно изучать внутреннюю среду организмов? -Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата? Учитель определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. | Работают с информацией, микроскопом, | П: умение работать с источниками биологической информации; Р: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Работа в парах |
Целеполагание | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Презентация плана урока. Слайд №2 | Формулируют тему урока, Уточняют «знания и незнания» | К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний. Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Фронталь-ная |
Изучение нового материала | 1.Раздает вырезанные из цветной бумаги фигуры форменных элементов крови (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты) – формирует группы сменного состава по названию элемента крови. 2. Раздает текст (материал приложения 3). 3. Раздает инструкции к групповой работе | Характеризуют различные формы строения элементов клетки крови, изображенные на рисунках используя только прилагательные. 1 группа Изображают в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа 2группа Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”, Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают строение эритроцита. 3 группа Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител. | П: конструируют новый способ действия и формируют понятия К: проводят коллективное исследование | Групповая |
Заслушивает представителя групп с результатами работы. Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4.Структурирует материал в виде схемы (кластера) | Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера). | Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату; К: участвуют в обсуждении содержания материала | Групповая |
Применение общего способа действия для решения частных задач | Предлагает выполнить задания Сравнить строение эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Выявить черты сходства и различия. 2. Определить виды лейкоцитов по их назначению. 3. Выполнить лабораторную работу «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки». (Работа с микроскопами и презентацией) 4. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Выполняют задание. Выполняют задание в группах, заполняют таблицу и затем обсуждают. Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения | П: отработка операций, в которых допущены ошибки, применяют новый способ. Р: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | Работа в парах |
Рефлексия | 1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом: - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание: §14, схемы в тетради. Подготовить рассказ по темам: 1. Группы крови человека. 2. R-фактор. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | П: анализируют, контролируют и оценивают результат, К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий | Фронталь-ная |
| | | Л: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | |