-Прозвенел звонок. Все встали. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. - Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу. -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять! -Вы спросите, где же эта страна? -Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! И сегодня мы продолжим путешествовать по этой стране. -Исходя из того, что вы увидели, услышали, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? - Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? - С произведениями каких писателей познакомились? - Дайте характеристику произведению «Стрижонок Скрип». - Почему автор дал такое название произведению? - Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа? - Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом». Обмен впечатлениями. - Понравился ли рассказ? -Что особенно запомнилось? - Какие чувства пробудила эта история? - Когда было страшно за стрижонка? - А в какие моменты тревожно? - Какие слова были непонятны? Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом. Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова. Бесцеремонно – невежливо, грубо. - Назовите основных героев рассказа «Стрижонок Скрип» -Но главный герой-Стрижонок Скрип. - Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой. -Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание. Птица рада весне, а дитя-ей. Сердце её лучше солнца греет. Роднее её родни нет. - Кто является первым учителем Скрипа? - Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем? - I вариант- найдите прилагательные, которые характеризуют мать. II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать. - Какое одно качество объединяет все эти понятия? - Какой урок преподала мать -стрижиха сыну? - Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? - Как называет стрижей В.П.Астафьев? - Вас ничего не удивляет в этих словах? -Какой урок преподали стрижи Скрипу? ЗАЧИТАТЬ Работа в группах Группа№1 - Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? Подчеркни. На листочках: терпение, хитрость, сострадание, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие - Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй). Докажи . Гуппа№2 - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие). -Почему Скрип оказался в руках ребят? -Какой вывод сделал Скрип для себя? -Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить? Группа№3 - Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом». Расскажите Что вы знаете о стрижах. Группа№4 Создайте свою версию конца рассказа и нарисуйте иллюстрацию. -Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето. Физминутка Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять») Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы. Проверка : 1. Стрижиха 2. Строгая, заботливая 3. Кормит, воспитывает, оберегает 4. С ней очень хорошо 5. Мать.
1.Скрип 2.Маленький, глупый 3.Пищит, ест, летает 4.Он был храбрым стрижонком 5.Птенец
1.Сокол 2.Быстрый, хитрый 3.Кружит, кричит, разбойничает 4.Он очень пугает стрижей 5.Враг - Какие уроки усвоил Скрип? Проследите по всему рассказу. 1. Отбило охоту отнимать еду у других. 2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться. 3. У маленьких птиц есть враги. 4. Опасность должна сплачивать стаю. 5. Без мамы холодно. 6. «Хорошо, когда умеешь летать!» 7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя. - Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас. - Какие пословицы подходят к рассказу? Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду – пригодится в старости. Делу – время, потехе – час. - Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения. - Какой урок вынесли вы для себя? - Какое открытие сделали на уроке - Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым. Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!! |