СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока В.П.Астафьев "Стриженок Скрип"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте различные формы работы:франтальная,парная,групповая. Различные приемы проверки знаний, например Синквейн

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока В.П.Астафьев "Стриженок Скрип"»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цели урока

  • Совершенствование навыков выразительного грамотного чтения;

  • умения находить, вычленять, обобщать, работать с текстом , давать характеристику героям произведения, составлять синквейны.

  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, творческих способностей учащихся.

  • Воспитание умения дисциплинированно, целенаправленно и результативно работать парами, группами, принимать другие интересы, взгляды, уметь слушать других.

Планируемые результаты

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира.

  • Коммуникативные УУДумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные- обогатить словарный запас учащихся, сформировать лексические понятия и умения ( анализироватьслово, уметь читать его); развивать критическое мышление , закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Оргмомент











2.Введение в тему













3.Анализ художественных образов.





словарная работа







характеристика стрижихи













рассказ о стрижах



















составление синквейна на тему «Герои рассказа»
































Анализ произведения и установление связей между жизнью животных и людей
















Закрепление изученного.







Итог урока

-Прозвенел звонок. Все встали. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

  -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

 -Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! И сегодня мы продолжим путешествовать по этой стране.

-Исходя из того, что вы увидели, услышали, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения?

- С произведениями каких писателей познакомились?

- Дайте характеристику произведению «Стрижонок Скрип».

- Почему автор дал такое название произведению?

- Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа?

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».

Обмен впечатлениями.

- Понравился ли рассказ?

-Что особенно запомнилось?

- Какие чувства пробудила эта история?

- Когда было страшно за стрижонка?

- А в какие моменты тревожно?

- Какие слова были непонятны?

Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

Бесцеремонно – невежливо, грубо.

- Назовите основных героев рассказа «Стрижонок Скрип»

-Но главный герой-Стрижонок Скрип.

- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

-Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание. Птица рада весне, а дитя-ей.

Сердце её лучше солнца греет.

Роднее её родни нет.

- Кто является первым учителем Скрипа?

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем?

- I вариант- найдите прилагательные, которые характеризуют мать.

II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать.

- Какое одно качество объединяет все эти понятия?

- Какой урок преподала мать -стрижиха сыну?


- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

- Как называет стрижей В.П.Астафьев?

- Вас ничего не удивляет в этих словах?

-Какой урок преподали стрижи Скрипу? ЗАЧИТАТЬ

Работа в группах

Группа№1

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

Подчеркни.

На листочках: терпение, хитрость, сострадание, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие

- Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).

Докажи .

Гуппа№2

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие).

-Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Какой вывод сделал Скрип для себя?

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?

Группа№3

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».

Расскажите Что вы знаете о стрижах.

Группа№4 Создайте свою версию конца рассказа и нарисуйте иллюстрацию.

-Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.

Физминутка

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Проверка : 1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.



1.Скрип

2.Маленький, глупый

3.Пищит, ест, летает

4.Он был храбрым стрижонком

5.Птенец



1.Сокол

2.Быстрый, хитрый

3.Кружит, кричит, разбойничает

4.Он очень пугает стрижей

5.Враг

- Какие уроки усвоил Скрип? Проследите по всему рассказу.

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. «Хорошо, когда умеешь летать!»

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.









- Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!





















- Мы продолжим работать  с произведением Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип»

-Природа и мы

- Д.Н. Мамин-Сибиряк,А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин


- Он главный герой

- Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный













-Стриж Белое брюшко,Стрижонок Скрип.стрижиха мать,стрижата-основные герои этой истории.

- Материнская любовь
















- Дружный народ стрижи

-Народ






-Семьёй