Обучающие: учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, подбирая слова-определения, характеризующие эти поступки и описывающие характер.
Развивающие: развивать умение работать с текстом анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.
Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, воспитывать положительную мотивацию к учению, к урокам литературного чтения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! | Дети садятся, проверяют готовность к уроку. |
Речевая разминка | - И так начнём наш урок с речевой разминки. - Обратите внимание на слайд. - Давайте все вместе громко и чётко прочитаем скороговорку: - Произносим четко, чтобы хорошо было слышно все звуки. - Прочитайте сначала все вместе хором. Ехал Грека через реку, Видит Грека- в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека- цап! - Теперь прочитаем медленно. - Теперь прочитаем чуть быстрее. - Теперь читаем быстро. | Дети читают скороговорку в разном темпе. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | - Посмотрите на доску, прочитайте, как называется раздел учебника, над которым мы работаем: ЛЮ.. ..ВОЕ - Рассказ, какого автора вы читали? - Как называется рассказ? - Что удивило и восхитило вас в этих рассказах? - Что хотел сказать автор этими рассказами? - Перескажите понравившиеся эпизоды. | - Люби живое. - И. Соколова - Микитина - «Листопадничек» Ответы детей Пересказывают 3-4 человека, остальные слушают и оценивают. |
Работа по теме | - Послушайте стихотворение и определите героя нашего урока У меня теперь есть друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем во дворе, Весело играем, Скоро в школу в сентябре Вместе зашагаем. Другу я любой секрет Расскажу без страха. Я несу ему котлет, Спрятав под рубахой. Ешь, мой маленький Дружок, Что еще затеешь? Ты пока еще щенок, А дружить умеешь. - Кто главный герой произведения? - На уроке мы прочтем произведение Василия Белова «Малька провинилась». Но сначала познакомимся с писателем. О писателе рассказывают подготовленные ученики. 1 ученик. Василий Белов родился в крестьянской семье, учился в деревенской школе. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2м классе. Ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотека. Все книги Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А. П. Гайдара "Дальние страны". Отец Василия Белова погиб во время войны на фронте, когда Васе было 10 лет. 2 ученик. После окончания школы работал сельскохозяйственным рабочим, строителем, плотником, столяром. Помогал матери поднимать четверых младших детей. Мама – Анфиса Ивановна. Братья и сестры: Юрий, Василий, Александра, Иван, Лидия. В. Белов очень любил читать книги. Он даже искал книги в заброшенных домах. Служил в армии. После службы выступал с рассказами, очерками, стихами в газетах. Окончил Литературный институт им. Горького в Москве.4 декабря 2012 года на 81м году жизни писатель Василий Белов после продолжительной болезни ушел из жизни. - Что интересного вы узнали из биографии писателя? - Вы читали какие-нибудь рассказы Василия Белова? | Дети слушают - Собака Ответы детей |
Физминутка | Видео | Дети повторяют движения |
Первичное восприятие | - А сейчас мы прослушаем рассказ. Следите за чтецом по учебнику. - Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словариком чувств». - Какое место в рассказе больше всего вам запомнилось? Почему? | Учащиеся слушают и следят по учебнику. - Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков Ответы детей |
Словарная работа | - Ребята, прежде, чем прочитать рассказ, нам необходимо выяснить значение неизвестных нам слов. (На доске выписаны слова, разделенные на слоги, с поставленным ударением и с выделенными орфограммами) Шель-ма Блуд-ня Бу-тяв-ка Ша-ро-мы-ни-ков - Читаем слова хором, по слогам. - Читаем целыми словами с ударением - Читаем слова, как написано - Читаем слова, как говорим - Кто такой шельма? - Блудня – тот, кто ушел из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний. - А вот значение слова батявка мы не найдем ни в одном словаре. Как вы думаете, оно ласкательное или ругательное? Какое слово по звучанию оно напоминает? - Прочитайте значение слова «шаромыжник» в толковом словаре | Дети читают - обманщик, мошенник - Батявка-тявка- тявкает - Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик. |
Анализ произведения | - Давайте, прочитаем рассказ. (Имя) начинай читать, а остальные следите за ним, будет кто-то продолжать. - Назовите главных действующих лиц рассказа. - Где происходили события, описанные в рассказе? - Почему вы так решили? - Кто такая Малька? - За что ее ругала Лидия? - Прочитайте, как ругала ее Лидия - Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место. - Как хозяйка поступила со щенками? - На кого Лидия поменяла второго щенка? - Как вы думаете, какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? – Какими качествами наделена Малька? - Что однажды увидел автор? Чему он удивился? - Куда и зачем каждый день бегала Малька? – Опасен ли путь был по самодельному мостику? - Как к этому относилась Лидия? Найдите эпизод и прочтите. – Почему же она тогда Мальку ругала, запирала? – Изменилось ли у Лидии отношение к Мальке теперь? – Как теперь она называет кутёнка Мальки? – В каких словах рассказчика дается оценка поступка Мальки? - Как вы понимаете это словосочетание? - В чем заключается основная мысль рассказа? - А сейчас, нарисуйте у себя в тетради небольшую иллюстрацию к этому рассказу. | Дети читают по очереди - Лидия, Малька, рассказчик - В доме Лидии - Собака Ответы детей Читают - Одного забрал тракторист, второго Лидия отдала в соседнюю деревню - На рыжего кота Ответы детей -Да, ведь не было ограждения, а зимой было скользко. Дети читают - Лидия беспокоилась о Мальке - Да. Лидия гордилась Малькой, она была рада проявлению материнских качеств у Мальки. - Дитятко - «Верная мамаша» Ответы детей - В том, что каждая мама будет защищать своего ребенка, заботится и оберегать его. Дети рисуют |
Рефлесия | - Закончите предложения: (предложения записаны на доске) Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно… | Дети выражают свои эмоции и чувства о пройденном уроке |
Итог урока | -Ребята, с каким рассказом мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор данного рассказа? Назовите главного героя данного рассказа? Чему мы люди можем научиться, прочитав данный рассказ? Что вам больше всего понравилось в рассказе о Мальке? | - «Малька провинилась» - В. Белов - собака Малька Ответы детей |
Инструктаж домашнего задания | -Запишите домашнее задание, которое дано на доске. -Написать мини-сочинение на тему «Что бы я сделал, если бы увидел возле дома щенка» Благодарю вас за работу на уроке. Помните всегда мы в ответе за тех, кого приручили. | Дети записываю домашнее задание |