Постановка цели и задач урока Акцентирование на проблеме Записывают тему в тетрадь На слух воспринимают информацию, выполняют задание №1 в опорном конспекте. Проверяют выполненную работу. Просматривают фрагмент фильма. Выполняют задание №2. Анализ видеофрагмента. Проверяют выполненное задание. Анализ документа. Делают вывод о том, что вопрос крепостного права не был снят. Работа с текстом учебника в групповой форме. Делают вывод о том, что при наличии большого количества идей и постановке задач, разработке проектов. Ни одна задача не была решена до конца. А внутренняя политика, несмотря на все задумки, носила двойственный характер, характер опасения и осторожности. | Весть о вступлении молодого императора на престол быстро облетела всю столицу. Общественность ликовала. «Все вернется к славным дням Екатерины…»На юного Александра Павловича возлагали большие надежды. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Воцарение Александра 1. Попытки реформ». (слайд1) записываем тему в тетрадь Скажите, пожалуйста, что нам нужно рассмотреть в рамках темы? Об Александре 1 известно довольно много разных изречений, но о начале его царствования А.С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало…» (слайд 2) Так ли это было на самом деле? Оправдал ли молодой император надежды своих подданных? Эти проблемы нам необходимо сегодня выяснить. Воцарение Александра. Заговор 11 марта 1801 года. Каким же образом Александр оказался у власти? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к отрывку из воспоминаний очевидца событий, который оставил нам послание, чтобы я вам его зачитала. Тем временем вы в своих опорных конспектах будете выполнять задания (выяснить причины недовольства политикой Павла 1, определить какие слои общества были заинтересованы в свержении его с престола и что в событиях 11 марта характеризует их дворцовый переворот?) Зачитываю фрагмент воспоминаний (проверяем)Слайд 3 Личность императора. Через некоторое время после убийства императора, граф Пален появился в покоях Александра. Услышанное повергло наследник в шок. Пален схватил Александра за плечо и заявил: «Хватит быть мальчишкой! Извольте царствовать!». Записываем годы правления Александра 1 в рабочую тетрадь. Будущий император взял себя в руки, однако, произошедшие события оказали на него очень большое влияние. Всю жизнь он с ужасом вспоминал события 11 марта. Сейчас, с помощью фрагмента фильма «Русские цари» мы отразим особенности личности Александра 1. У вас есть задание в опорном конспекте «Какие качества личности и черты характера Ал. давали его подданным надежду на то, что новый император сможет изменить Россию? А какие вынуждали их в этом сомневаться?» (проверка задания) Как вы думаете, смог ли выполнить Александр возложенные на него ожидания? Почему? Деятельность «Негласного комитета» Александр снял с государственных должностей всех участников заговора. Вокруг императора стал складываться новый круг друзей-единомышленников. На заседаниях они обсуждали наиболее острые вопросы внутренней и внешней политики, опираясь на принципы свободы, прав личности и собственности. (слайд 4) Членов кружка стали называть «Негласным комитетом». В него входили князь В.П. Кочубей, граф Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов. Однако, очень скоро император пришел к выводу о том, что проекты реформ негласного комитета были нереальны и не своевременны. Поэтому успехи его были незначительными: 1802 г. – созданы министерства 1803 г. – вышел Указ о вольных хлебопашцах, который гласил, что помещик может освободить крестьян от крепостной зависимости с земельным надел в обмен на уплату податей. Давайте подробнее познакомимся с указом на стр. 17 учебника. Прочитаем документ и выполним задания к нему. Скажите, пожалуйста, решил ли данный указ острый вопрос о крепостном праве? Почему? Деятельность Сперанского. В своих дальнейших планах Александр решил опираться на новых людей. Таким человеком стал М.М. Сперанский. По поручению императора Сперанский создал проект государственных преобразований. Чтобы разобраться в проекте реформ Сперанского нам необходимо обратиться к пункту учебника на стр. 12-14 Первая группа будет выяснять вопросы 1 и 2 (все вопросы указаны в опорном конспекте) Вторая группа вопросы 3 и 4. Какие главные изменения претерпевала государственная власть? Какую роль в государстве выполняет император? Какие сословия могли участвовать в политической жизни и почему? Почему проект не устроил ни Александра 1, ни дворцовое общество? По реформе Сперанского, в 1810 г. был создан лишь Государственный Совет Скажите, пожалуйста, хотя бы один проект, начатый Александром 1 был доведен до конца? Какой вывод о начальном этапе внутренней политики Александра 1 мы можем сделать? Согласны ли вы с высказыванием Пушкина «Дней Александровых прекрасное начало…»? |