1. Личная практическая проба | Ключевое задание и процедура его предъявления: Работа с документами. В чем противоречие между первым и вторым документом? | В первом документе говорится о том, что арабы-завоеватели уничтожали достижения античной культуры, вели себя, как жестокие завоеватели. Во втором документе говорится о том, что завоеватели-арабы с пониманием относятся к завоеванным народам, не грабят, не разрушают, не выгоняют из домов, как это было принято | – Арабы по-разному ведут себя как завоеватели. Сами жители отмечали справедливость мусульман по отношению к себе. | Что мы не знаем, чтобы ответ получился однозначным? Где или как мы можем узнать ответ на поставленный вопрос? - из исторических источников - из учебников - с интернета и т.д. | 2. Сорганизовано поставили вопрос урока: Какие последствия имели арабские завоевания? |
3. Сорганизованная проба учебного действия | Поисковое задание: 1.Предложите свои версии. 2. Прочитать п.2 §9 назвать не менее 2-3 причин успешности завоеваний. 3. Заполнение таблицы «Завоевание арабов. Расширение территории Халифата». (учебник, с. 71, карта с.73). 4.Выяснить значительные достижения исламской цивилизации. 5. Как вы думаете, государство, созданное в результате завоеваний, может быть прочным? Какова была судьба Арабского халифата? Почему это могло произойти? (Приложение 2,3) | -талант военачальника -хорошо вооруженная армия Ученики читают текст параграфа. Анализируют. Делают выводы. Заполняют таблицу с помощью текста учебника и карты (Приложение 4) Сравнивают системы образования в Западной Европе и исламских странах. Материал для сравнения школьники найдут в таблице Определяют основные черты мусульманской культуры (учебник, с.77) Ученики должны указать, что народы борются за свою свободу. – Арабский халифат в X веке распался, просуществовав примерно три века. Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная). | основные положения исламского вероучения (джихад и обещание рая после смерти для воина, погибшего в бою за веру) военное превосходство арабов; ослабление некоторых государств в ходе длительных междоусобных войн -экономическая выгода освобождение мусульман от поземельного налога Называют территории, завоеванные арабами и даты этих завоеваний наличие тесной связи исламской науки с античной, что проявилось, прежде всего, в переводах на арабский язык книг Платона, Аристотеля, Архимеда и других греческих и римских ученых; • активное заимствование научных достижений завоеванных стран (десятичная система счета и арабские цифры, заимствованные в Индии); • хорошее знание мусульманами медицины (знаменитый врач Ибн-Сина) и географии. Закономерным выводом из ответов на эти вопросы будет утверждение о том, что причиной распада империй было различие в быте и культуре завоеванных народов, а также ослабление центральной власти в государстве и усиление местных правителей. | Обоснуйте свои версии, что в них общего? Организует работу в парах, оказывает помощь в заполнении таблицы что общего было в исламской и западноевропейской школе; чем отличались эти системы образования? Организует работу с таблицей, схемой. Обращает внимание на изменение в жизни арабов. | 4. Сорганизовано построили учебное действие – нашли теоретический ответ на вопрос: Завоевания арабов привели к возникновению огромной империи –Арабского халифата. Мусульманские государства имели своеобразную, высокоразвитую культуру, которая позволяет отнести эти государства к особой, исламской цивилизации. |
5. Личная проба учебного действия | Результирующее задание: Сопоставить империю Карла Великого и Арабский халифат. | Анализируют. Делают выводы. | В ходе беседы учащимся можно задать наводящие вопросы: 1) что было главной опорой центральной власти? 2) как изменялась центральная власть в государстве с течением времени? 3) один или много народов входило в состав государства? | Какой вопрос возник на уроке? Как ответили? Что делали? | 6.Лично построили учебное действие – сделали свое «открытие» и спланировали, как достичь успеха в его самостоятельном использовании: Могу назвать последствия завоевательных походов арабов. Могу назвать территории, завоеванные арабами. Могу назвать причины распада Арабского халифата. |