СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Завоевания арабов и создание Арабского халифата."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Завоевания арабов и создание Арабского халифата."»

Проект урока

технологическая карта

Предмет: Всеобщая история

Класс: 6 класс


Учитель: Калина Г.А

Тема урока: Завоевания арабов и создание Арабского халифата.


Цели: сформировать представление о расширении Исламского мира и образовании Исламской цивилизации .


Задачи:

1.Сформировать представление о генезисе исламского мира

2. Закрепить умение работать с исторической картой, таблицей

3. Развить умение сопоставлять исторические объекты


Педагогический замысел:

1.К какому итоговому рассуждению придет ребенок, если образовательная ситуация на этом уроке будет создана и успешно разрешена?


Завоевания арабов привели к возникновению огромной империи – Арабского халифата.

Мусульманские государства имели своеобразную, высокоразвитую культуру, которая позволяет отнести эти государства к особой, исламской цивилизации.

Интерактивное содержание заданий:

Стадия детского поиска

Задание

Версии его выполнения детьми

Ход и итог их обсуждения между детьми

Поисковое включение учителя

Чтобы на следующей стадии дети что сделали?

1. Личная практическая проба

Ключевое задание и процедура его предъявления:



Работа с документами.

В чем противоречие между первым и вторым документом?




В первом документе говорится о том, что арабы-завоеватели уничтожали

достижения античной культуры, вели себя, как жестокие завоеватели.

Во втором документе говорится о том, что завоеватели-арабы с пониманием относятся к завоеванным народам, не грабят, не разрушают, не выгоняют из домов, как это было принято

– Арабы по-разному ведут себя как завоеватели.

Сами жители отмечали справедливость мусульман по отношению к себе.


Что мы не знаем, чтобы ответ получился однозначным?

Где или как мы можем узнать ответ на поставленный вопрос?

- из исторических источников

- из учебников

- с интернета и т.д.

2. Сорганизовано поставили вопрос урока:

Какие последствия имели арабские завоевания?

Форма КРД

Работа в парах

Оборуд-е

Выдержки из документов, интерактивная доска

3. Сорганизованная проба учебного действия

Поисковое задание:

1.Предложите свои версии.





2. Прочитать п.2 §9 назвать не менее 2-3 причин успешности завоеваний.







3. Заполнение таблицы

«Завоевание арабов. Расширение территории Халифата».

(учебник, с. 71, карта с.73).


4.Выяснить значительные достижения исламской цивилизации.






















5. Как вы думаете, государство, созданное в результате завоеваний, может быть прочным?


Какова была судьба Арабского халифата?




Почему это могло произойти?

(Приложение 2,3)

-талант военачальника

-хорошо вооруженная армия




Ученики читают текст параграфа.

Анализируют.

Делают выводы.








Заполняют таблицу с помощью текста учебника и карты

(Приложение 4)





Сравнивают системы образования в Западной Европе и исламских

странах.

Материал для сравнения школьники

найдут в таблице


Определяют основные черты мусульманской культуры

(учебник, с.77)









Ученики должны указать, что народы борются за свою свободу.



– Арабский халифат в X веке распался, просуществовав примерно три века.


Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная).

основные положения исламского вероучения (джихад и обещание рая после смерти для воина,

погибшего в бою за веру)

военное превосходство арабов;

ослабление некоторых государств в ходе длительных междоусобных войн

-экономическая выгода освобождение мусульман от поземельного налога

Называют территории, завоеванные арабами и даты этих завоеваний






наличие тесной связи исламской науки с античной, что проявилось, прежде всего, в переводах

на арабский язык книг Платона, Аристотеля, Архимеда и других греческих и римских ученых;

• активное заимствование научных достижений завоеванных стран (десятичная система счета и арабские цифры, заимствованные в Индии);

• хорошее знание мусульманами медицины (знаменитый врач Ибн-Сина) и географии.







Закономерным выводом из ответов на эти вопросы будет утверждение о том, что причиной распада империй было различие в быте и культуре завоеванных народов, а также ослабление центральной власти в государстве и усиление местных правителей.

Обоснуйте свои версии, что в них общего?



























Организует работу в парах, оказывает помощь в заполнении таблицы





что общего было в исламской и западноевропейской школе; чем отличались эти системы образования?











































Организует работу с таблицей, схемой.

Обращает внимание на изменение в жизни арабов.

4. Сорганизовано построили учебное действие нашли теоретический ответ на вопрос:



Завоевания арабов привели к возникновению огромной империи –Арабского халифата.

Мусульманские государства имели своеобразную, высокоразвитую культуру, которая позволяет отнести эти государства к особой, исламской цивилизации.


Форма КРД

Работа в парах

Оборуд-е

Учебник, таблица

5. Личная проба учебного действия

Результирующее задание:



Сопоставить империю Карла Великого и Арабский халифат.















Анализируют.

Делают выводы.

В ходе беседы учащимся можно задать наводящие вопросы: 1) что было главной опорой центральной власти? 2) как изменялась центральная власть в государстве с течением времени? 3) один

или много народов входило в состав государства?

Какой вопрос возник на уроке?



Как ответили?



Что делали?


6.Лично построили учебное действие сделали свое «открытие» и спланировали, как достичь успеха в его самостоятельном использовании:



Могу назвать последствия завоевательных походов арабов.

Могу назвать территории, завоеванные арабами.

Могу назвать причины распада Арабского халифата.




Форма КРД

Работа в парах

Оборуд-е

Схемы, таблица



КРД – коллективно-распределенная деятельность



Литература

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : методическое пособие к учебнику М. В. Пономарева, А. В. Абрамова, С. В. Тырина / А. В. Абрамов, Ю. А. Абрамова, А. В. Пьянов. — М. : Дрофа, 2016. — 237, [3] с.



Приложения

Приложение 1.

Документ 1.

При взятии Александрии Египетской мусульманский военачальник приказал сжечь античные рукописи, оставшиеся от знаменитой Александрийской библиотеки, заявив: «Если книги эти содержат то же самое, что содержит Коран, они ни на что не нужны; если же они противоречат Корану, то их следует уничтожить».


Документ 2.

Арабские историки о взятии Дамаска

«…Главнокомандующий арабов… дал жителям неприкосновенность их жизни, их имущества, их церквей и стен города. Он обещал, что ни один из домов не будет разрушен и не будет занят. А все жители Дамаска должны заплатить поголовную дань. А позже все жители Дамаска стали отдавать халифам треть урожая».

«Сами жители потом говорили про арабов: "Ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и те обиды, которым мы подвергались (при ромеях)"».


Приложение 2.


Изменения в жизни арабов


Признаки

для

сравнения

Изначальное

положение

дел

Произошедшие

изменения

Центральная власть

(власть халифа)

Сильная власть халифа, назначавшего руководителей завоеванных

областей - наместников

(эмиров)

Ослабление власти халифа.

Отказ наместников подчиняться

халифу, превращение их в независимых правителей

Образ жизни халифов

Скромность, равенство

с другими мусульманами

Роскошный образ жизни

халифов и арабской знати, уподобление их

восточным правителям

Правители и столица

государства

632—661 гг. — «праведные

халифы»

(Омар, Осман, Али). Медина

661—750 гг. — Омейяды. Дамаск;

с 750 г. — Аббасиды. Багдад

Отношение

к иноверцам

Терпимость к христианам

и иудеям

Притеснения представителей

других религий

(особый цвет одежды, увеличение налогов,

Неравенство с мусульманами перед законом)



Приложение 3.










Приложение 4.

Завоевания арабов. Расширение территории халифата.

Этапы завоеваний


Дата завоеваний

Завоеванные территории

Завоевания первых халифов(632—661)











Завоевания Омейядов (661—750)







Завоевания Аббасидов (после 750 г.)