Деятельностно-содержательный этап | 35 мин | Изучение нового материала Слово учителя: Начать урок по изучению художественных особенностей сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина я хотела бы со знакомства с фрагментом рассказа А. И. Куприна «Исполины». Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Достоевскому. «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…» Вопросы: - Скажите, перед чьим портретом замер Костыка? - Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? - Почему испугался Костыка? - Сегодня мы будем говорить о жанре сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина. Что такое сказка (народная сказка)? - Кому обычно бывают адресованы сказки? - А кому адресовал свои сказки СалтыковЩедрин? («Сказки для детей изрядного возраста».) Повторить понятия «фольклорная сказка», «литературная сказка». Выслушивает ответы учащихся, корректирует их. Слово учителя: Сам писатель называл свои произведения сказками «для детей изрядного возраста». «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 были созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты. Защита проекта Тип проекта: исследовательский; краткосрочный. Цель: выявить общие и отличительные черты фольклорных сказок и сказок Салтыкова-Щедрина. Задачи: - разграничить понятия «фольклорная сказка» и «литературная сказка»; - изучить виды фольклорных сказок; - назвать основные черты народных сказок; - проанализировать сказки СалтыковаЩедрина и выявить сходные и отличительные черты. Контролирует заполнение таблицы «Сопоставление сказок М.Е. СалтыковаЩедрина с русскими народными сказками». Фронтальный опрос. Вопросы: - О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? - Почему в конце творческого пути автор обращается к жанру сказки? - Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина? - Назовите основные проблемы, затронутые Салтыковым-Щедриным в сказках? Анализ сказки «Деревенский пожар» - Какие сказки Салтыкова-Щедрина мы уже читали, обсуждали? - Каков характер произведений, изучаемых по программе? (Сатирический) Слово учителя: Мы попытаемся сегодня определить художественные особенности одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Деревенский пожар», которая во многом не похожа на изученные ранее произведения. И поможет нам в этом «Лестница постижения стиля писателя». Напомню, что группа делится на группы, каждая из которых получила задание. | Примерные ответы учащихся: - Костыка замер перед портретом великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. - Величественным, строгим, справедливым человеком. - Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста. - Сказка – жанр фольклора, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. - Конечно, в сказках есть уроки, полезные и для взрослых, но основная целевая аудитория – это дети. Выступают обучающиеся с защитой проекта «Сопоставление сказок Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками». В процессе выступления одноклассников ребята заполняют первую таблицу в своем рабочем конспекте. Примерные ответы учащихся: - «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Запись в информационную карту урока: 1) условия цензуры; 2) воздействие фольклорных и литературных традиций; 3) появление нового читателя из демократических слоев общества; 4) близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина. - Правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность. Запись в информационную карту урока: 1) Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») 2) Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») 3) Положение народа («Коняга», «Кисель») 4) Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») 5) Трусость обывателя («Премудрый пискарь») 6) Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Работа в группах Жанровое своеобразие «Деревенский пожар» (Ни то сказка, ни то быль) Близость к социально-бытовой сказке Каждая из групп получила задание для подготовки к уроку в виде вопросов, на уроке проводится обсуждение по этим вопросах, краткие ответы записываются в таблицу. Группа 1. Особенности жанра. Композиция. - Когда была написана сказка? (Сказка «Деревенский пожар» была написана в1886 году; входит в число последних сказок; во многом отличается от предыдущих.) - Обратимся к жанру произведения. Как сам писатель обозначил его? (Ни то сказка, ни то быль.) - Почему? - Можно ли разделить сказку на части? Сколько бы частей вы выделили? (В сказке можно выделить две части и эпилог.) - По какому принципу соотносятся эти части? (Можно сказать, что части противопоставлены.) Группа 2. Герои. - Поговорим о главном герое, точнее героине сказки. В какой момент ее жизни мы знакомимся с героиней? Что мы узнаем о жизни тетки Татьяны? - Как автор передает потрясенность тетки Татьяны случившимся горем? Группа 3. Авторская позиция. - Как автор оценивает поступки своих героев? - Есть ли прямые авторские комментарии этих поступков? - Как мы смогли выявить авторскую позицию? («Говорящие» фамилии, эпитеты, авторская ирония.) - Роль эпилога. Перечитаем эпилог. Каким настроением проникнуты строки? (это строки, пронизанные горькой иронией.)Что вызывает горечь автора? |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач
Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь
Развивать логическое мышление, речь учащихся.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач
Развивать логическое мышление, речь учащихся
Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь
Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь
|